Крупнейшая в Европе и одна из самых значимых в мире выставок-продаж искусства XX века "Арт Колонь" в 35-й раз открыла свои залы для зрителей. За 5 дней комплекс на берегу Рейна посетили 65 тысяч человек. В работе ярмарки участвовали 270 галерей из 20 стран мира. Состав предлагаемых к продаже произведений искусства остался в целом традиционным: большой выбор работ классиков модернизма, объекты и инсталляции признанных современных художников, художественная фотография, специальные стенды с работами молодых художников, спонсированные крупными галереями. Диапазон цен так же, как обычно, весьма широк: от 300 немецких марок за забавные объекты, обыгрывающие жестяные банки из-под рыбных консервов, работы итальянца Коррадо Бономи до 3 миллионов марок за Ива Кляйна классического периода. Блистательная гуашь 1927 г. Марка Шагала предлагалась почти за миллион марок, а вот произведения некоторых современных российских художников можно было приобрести по гораздо более скромным ценам: за 6 тысяч работу группы АЕС "Исламский проект" (галерея "Солерти", Тулуза), за 10 тысяч фотографию Олега Кулика на стенде московской галереи "Риджина", единственной российской галереи на "Арт Колонь-2001".
Все, как обычно... если бы не тот факт, что со дня трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке, потрясших мир и сильно пошатнувших многие сферы мирового бизнеса, прошло меньше двух месяцев и "Арт Колонь" стала практически первой крупной ярмаркой современного искусства, которая работала в новой экономической ситуации. Вопрос влияния событий 11 сентября, войны в Афганистане и колебания мировой биржи на продажу искусства оживленно обсуждался в течение работы выставки в среде критиков, галеристов и коллекционеров.
Отмечалось, что вследствие этих событий в Кельн приехало меньшее число собирателей из Америки, чем ожидалось ранее. Да и европейские любители искусства стали меньше путешествовать в последние два месяца, что не может не сказаться на артбизнесе. С другой стороны, как отмечает известный кельнский галерист Даниэль Бухольц, "разочарованные неустойчивостью биржи, люди делают выбор в пользу настоящего искусства". Ему вторит Нико Делэв, владелец галереи в Амстердаме: "Некоторые клиенты потеряли до 60% вложений на бирже, и они тем более теперь поверили в возможность помещать капиталы в такую ценность, как произведения искусства".
Разумеется, эти высказывания можно было бы отнести к области некоей саморекламы торговцев, заинтересованных в том, чтобы акции искусства поднимались все выше. Однако реальные продажи "Арт Колонь-2001", о которых сообщают организаторы выставки и немецкая пресса, доказывают, что ситуация на артрынке пока остается стабильной и прогнозы ее развития можно назвать позитивными.
Уже в день вернисажа берлинская галерея Шульца продала серию из трех рисунков "Поедатель апельсина" Базелица за 180 тысяч марок, а галерея "Оранжери-Райнц" из Кельна продала живописное полотно Эрнста Вильгельма Нэя 1948 г. за полмиллиона.
Как обычно, количественно основная доля продаж пришлась на фотографии и объекты, недорогие живописные произведения и графику, цены на которые колеблются от 1 до 10 тысяч марок, что свидетельствует о стабильном интересе среднего класса Европы к приобретению "интерьерных" произведений современного искусства. Вместе с тем сообщается и об очень крупных продажах, сделанных серьезными коллекционерами.
Дюссельдорфская галерея "Людорф" нашла покупателя на акварель Эмиля Нольде за 400 тысяч, скульптура Фотрие продана за 390 тысяч марок (галерея "Тенданс", Париж), графика Макса Эрнста - за 26 тысяч (галерея Райнера Томаса, Мюнхен). А скульптура Луизы Буржуа (галерея Карстена Греве, Кельн-Париж) и живописная работа Ансельма Кифера (галерея "Шоневальд Файн Артс" из Ксантена) проданы за рекордные суммы в 1 млн. немецких марок.
Все это свидетельствует о том, что основы рынка искусства XX века остались стабильны и особых перемен на этом "артфронте" не наблюдается. Что же касается творческой реакции на события 11 сентября самих художников, то как особая тенденция эта тема в современном искусстве еще не зазвучала, если не считать единичных, откровенно конъюнктурных проектов, приманивающих падкого на "клубничку" обывателя (как, например, панно с изображением вооруженных арабских террористов на фоне неких небоскребов, размещенное почему-то... на стене суши-бара, в зоне отдыха посетителей "Арт Колонь-2001").
Кельн