0
1227
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.11.2001 00:00:00

В Москве, на пересечении Бронных

Тэги: рихтер, вечера


Предстоящие нынешние, двадцать первые по счету, Декабрьские вечера Святослава Рихтера, ежегодно проходящие в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (инициатором вечеров был Рихтер, традиция их проведения сохраняется как дань памяти великому музыканту ХХ века), будут иметь французскую направленность - в сторону Пруста и далее: Клод Моне, Форе, Сен-Санс, Дебюсси... Эти вечера отчасти призваны выявить тесную взаимосвязь музыки с изобразительными и пластическими искусствами, с литературой. Пруст относился к числу любимых писателей нашего знаменитого пианиста. Творчество французского романиста пронизано музыкальными ассоциациями; он много размышлял о музыке, сочинял стихи о Шопене и Глюке. Одним словом, на сей раз тема Пруста и Франции задаст тональность ставшему всемирно известным музыкальному фестивалю.

Рихтер был хорошо знаком с культурой Франции, как, впрочем, вообще с европейской и мировой культурой. Но предметом нашей особенной гордости служит тот факт, что триумфально выступавший на многих мировых музыкальных сценах маэстро (с не меньшей отдачей он играл и на десятках провинциальных российских сцен) все-таки наиболее близким образом был связан с Россией, с Москвой.

В центре Москвы, на углу Большой и Малой Бронных, на последнем этаже 16-этажного дома, Рихтер прожил более четверти века, вплоть до своей кончины, последовавшей в августе 1997 года. На строящийся дом в 1969 году ему указала, как рассказывают хранители музея-квартиры Рихтера Людмила Эрнстовна Кренкель и Алина Сергеевна Логинова, хорошая знакомая пианиста Зоя Борисовна Томашевская. Рихтер остановился на варианте последнего этажа: можно было несколько увеличить высоту потолков, в остальной части дома довольно низких. По пожеланию Святослава Теофиловича здесь была устроена большая комната для его музыкальных занятий, музыкальная студия, или "зала", как называл ее хозяин.

Две квартиры - 58 и 59, которые они занимали вместе с Ниной Львовной Дорлиак, составили как раз половину последнего этажа дома-башни. После кончины Дорлиак, ненадолго пережившей Рихтера, музей разместился на всем этом пространстве.

Мемориальная комната замечательной камерной певицы Нины Дорлиак; в остальных комнатах - Рихтер. Вещей немного - пианист не любил их нагромождения, но все, до светильников и кухонного стола, подлинные, рихтеровские. На рабочем столе заметны "Крохотки" Солженицына с припиской Александра Исаевича. Неожиданно мало книг: шкаф с нотами, несколько довольно обыкновенных книжных полок с альбомами по искусству и собраниями Пушкина, Достоевского, других классиков. Оказывается, у Рихтера было правило не иметь большой домашней библиотеки: он оставлял в доме только то, что перечитывал по несколько раз, остальные книги, прочитав, дарил.

В одной из двух бывших кухонь - небольшая фотовыставка на тему: "Рихтер и знаменитые музыканты мира" (фотографическая часть экспозиции обновляется - фотоматериалов достаточно).

Висят пастели пианиста. Рисовать он пробовал с детства, а вернулся к занятиям живописью в связи с тем, что, повредив руку, какое-то время не мог играть. С помощью Роберта Фалька, давшему пианисту несколько полезных советов, Рихтер достиг в своих пастелях немалого художественного эффекта. Есть в мемориальной квартире и портрет молодого Рихтера работы Фалька. Рихтер там выглядит рыжеватым, таким его никто уже не помнит.

...Рихтер жил в Москве с 1937 года. Приехал из Одессы и поступил в Московскую консерваторию, в класс Генриха Густавовича Нейгауза. Сохранились его письма к матери тех лет. Он необычайно рад случившемуся: стал студентом консерватории и москвичом. Меряет шагами Москву, ходит на Красную площадь, к собору Василия Блаженного... Был большим любителем пеших прогулок. Дважды обходил Москву по Садовому кольцу, а это не много не мало - 19 километров.

Война трагически отозвалась в судьбе музыканта. В октябре-ноябре 1941 года, когда над Москвой нависла угроза сдачи, Рихтера, как и его учителя Нейгауза, в связи с немецким происхождением обоих, вызывали в соответствующие инстанции. Нейгауза арестовали, а потом отправили на жительство в Свердловск. Рихтер отговорился - в повестке его фамилия была написана с ошибкой: мол, не по адресу... Лишившись жилья у Нейгаузов, жил у их родственников; у ученицы Николая Метнера Анны Ивановны Трояновской в Скатертном переулке играл на рояле жившего за рубежом композитора. Мучила неизвестность: что с оставшимися в Одессе родителями...

А случилось непоправимое. Погиб отец. Он тоже был музыкантом, учился в Венской консерватории: преподавал, сочинял музыку. Родился и жил в России - в Житомире (где женился на матери Рихтера и где родился их сын Святослав), потом в Одессе. Перед оставлением Одессы советскими войсками Рихтерам (в связи с немецкими корнями Теофила Даниловича) было предписано уехать из города. Они не поехали по той причине, что у них на руках был неходячий инвалид, друг семьи. Теофила Даниловича расстреляли...

Около двадцати лет Рихтер не имел сведений о матери... Встречались они уже в Германии. Станислав Теофилович провожал Анну Павловну в ее последний путь...

О том, какое значение имело искусство Рихтера для послевоенной Москвы, вспоминал известный ученый Вячеслав Всеволодович Иванов. "Если бы меня спросили, что в пятилетие до 1953 года больше всего спасало от отчаяния, заставляло заниматься искусством и наукой и давало недосягаемый, но доступный слуху образец совершенства, я, не задумываясь, сказал бы: концерты. И прежде всего - Рихтера. Его мощь. Огромность его дара художника. В исполнении слышался оригинальный композитор, сочинительство переплавивший в свою игру".

...У Рихтера было два рояля: кабинетный и концертный ("Стейнвей" подарили Рихтеру американцы). Оба стоят в музее-квартире. Продолжают звучать. Играют приглашенные в дом Рихтера музыканты - наследники его исполнительской школы достойные этого приглашения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
653
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
647
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
530
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
360

Другие новости