0
1082
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.11.2001 00:00:00

Балерина и демон

Тэги: балет, ананиашвили


- Когда я после балетной школы пришла в театр, первые восемь лет я в основном танцевала вдогонку кому-то, выскакивая на сцену по замене или получая срочный ввод из-за чьей-то болезни. Затем у меня в театре начались "маленькие" проблемы, и захотелось изучить новые горизонты. Мне удалось, не порывая с Большим театром, еще и открыть двери в большой мир. Это произошло в 1988 году. Сегодня мое желание работать наиболее совпадает с моими возможностями.

- Нина, не так давно прошла ваша очередная премьера в Американском театре балета, где вы выступаете как "постоянно приглашенная звезда"...

- Меня в Америке уже не называют "приглашенной". Скорее я - постоянная танцовщица этой труппы, потому что уже 8 лет выступаю с АБТ. На этот раз я работала со знаменитым хореографом Марком Моррисом в его одноактном балете "Гонг". Это абсолютно современный опус для классических балерин: пуанты, конечно, но и "сломанная" пластика. И что-то отдаленно-африканское в музыке. Танцуют пять солисток, все - звезды: Сьюзен Джаффи, Аманда Маккероу, Джулия Кент и Эшли Татл.

- Рецензенты утверждают, что Моррис совершил мини-революцию: наступил на самолюбие балетных примадонн, сознательно задвинул всех солисток в тень, отдав преимущество кордебалету.

- Это в определенной степени так. Он говорил: пусть в моих балетах кордебалетные девочки почувствуют себя королевами. Но меня это не смущает. Я понимаю, что Моррис решает определенные художественные задачи, у него необычайно интересно сделаны сценические "разводы" исполнителей, массовые танцы.

И вообще все хореографы так говорят. Джордж Баланчин тоже любил повторять, что он звезд не делает. Однако у него все в труппе были звезды, потому что кордебалетные танцы были настолько сложны, что после них можно любую девочку выдвигать в солистки.

- Вы готовите московскую премьеру - балет "Лея". В основе - "Диббук", мистическая пьеса "русского еврея" Ан-ского. Откуда у вас интерес к каббале и хасидским легендам?

- Идея поставить спектакль по "Диббуку" принадлежит хореографу Алексею Ратманскому. Это потрясающая пьеса. Главное - идея раздвоения личности, когда в одном человеке две сущности, и это надо передать через пластику. Тут просто вызов профессионализму танцовщика! Когда в мою героиню вселяется демон - Диббук, в пьесе она начинает говорить мужским голосом. А в танце у меня появляются мужские, силовые элементы. Алексей Ратманский замечательно сделал сцены, связанные с каббалой, что по понятным причинам очень непросто. Меня спрашивают: разве можно станцевать каббалистические выкладки? Те, кто знаком хотя бы в первом приближении с еврейской религией и мистикой, оценят. Остальные догадаются. Баланчин правильно говорил: в балете не надо все разжевывать и в рот класть.

Конечно, наш балет не похож на знаменитый спектакль Вахтангова, сделанный им для театра "Габима". Но костюмы намекают на эпоху и место действия: запад России, еврейское местечко рубежа XIX-XX веков.

- Почему вы не обратились к известным балетам Бежара и Роббинса, поставленным на эту же тему?

- Я, к сожалению, не видела этих спектаклей. Но у Бежара балет поставлен на другую музыку, а балет Роббинса получился неудачным, он не удержался в репертуаре. Музыка Леонарда Бернстайна, что используем мы, написана специально для роббинсовского "Диббука". И поэтому у нас были проблемы с авторским правом: мы не могли назвать балет так же, поэтому он называется "Лея" - по имени главной героини.

С момента премьеры на эту музыку никто не ставил. Было очень трудно договориться с наследниками авторских прав, но в итоге мы подружились - моя репутация сработала. (Смеется.) В России этого Бернстайна никогда не играли, мы даже ноты не могли найти. Балет пойдет с "живым" оркестром, с певцами, за пульт бывшего светлановского оркестра встанет Сергей Стадлер.

- Намечается ли у вас что-то юбилейное в родном Большом театре?

- Я предложила дирекции театра провести в ГАБТе юбилейный вечер и получила согласие. Собиралась танцевать "Раймонду" и "Лебединое" и еще - показать спектакль Баланчина "Симфония до-мажор", этот балет еще недавно был в афише Большого, но руководство балета ГАБТа не смогло выделить ребят из кордебалета для репетиций. В итоге все получилось, кажется, не хуже первоначального плана. Будет первый акт "Дон Кихота", потом несколько па-де-де, которые танцую я и приглашенные звезды из Америки. Приедут Палома Эррера, Хосе-Мануэль Карреньо, Джузеппе Пиконе. И в третьем действии - балет Ратманского "Сны о Японии".

Но все-таки очень жаль, что балеты Баланчина, и "Симфония", и "Моцартиана", и "Агон", не идут в театре, хотя на их постановку было затрачено так много времени и сил.

- Но говорят, что после размолвки с бывшим худруком Геннадием Рождественским именно вы отозвали право на исполнение баланчинских балетов из ГАБТа...

- Полная ерунда. Я ни с кем не ссорилась и ничего не отзывала.

- А почему же на афише нет Баланчина?

- Это вы спросите у руководства балета Большого театра. Видимо, считается, что Баланчин нам не нужен.

- Вы появитесь на сцене Большого в спектаклях текущего репертуара? И что будете делать после юбилея?

- У меня подписан контракт с театром на определенное число выступлений. Но когда они будут - я не знаю. Пока известно лишь, что в январе танцую "Щелкунчика". Мой сезон распланирован полностью. В феврале выступления в Вашингтоне, танцую "Корсар" и "Лебединое". Потом гастроли в Израиле и снова Америка. Буду в АБТ репетировать новые балеты, которые ставит хореограф Джеймс Куделка. И еще танцевать "Тщетную предосторожность" Эштона.

- Будете исполнять "Тщетную" в Америке, но не в Москве, не в ГАБТе, где тоже ставят этот же балет?

- А здесь мне никто ничего не предлагал.

- Нина, по-моему, надо срочно ставить балет "Демон", где вы станцуете Тамару. Ведь роль словно специально для вас. А уж как на родине, в Грузии, будут довольны...

- Я вам вот что скажу: для грузин какие-то вещи святы. Когда американский хореограф Бен Стивенсон приехал в Тбилиси, он поразился, какую огромную роль женщины сыграли в истории Грузии. Святая Нина, которая принесла в Грузию христианство, или Кетеван-мученица, или царица Тамара. Он мне сказал: давайте сценарий, и я поставлю балет на эту тему. А мы взволновались: как можно это сыграть? Ведь огромная ответственность. А вдруг не получится? Но вообще ваша идея звучит заманчиво. Если за дело возьмется талантливый хореограф...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
575
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости