0
934
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.11.2001 00:00:00

Не спи, не спи, художник

Тэги: гастроли, большой, мариинский, театр


Открытие обменных гастролей Большого и Мариинского театров прошло с помпой. Но известных лиц в Большом было на удивление мало. Александр Калягин. Виталий Вульф. Юрий Яров. Слухи о приезде президента и премьер-министра не подтвердились. Министр культуры Михаил Швыдкой с Валерием Гергиевым были на сцене ГАБТа в те же минуты, когда в Петербурге на сцене Мариинки произносили речи директор Большого Анатолий Иксанов и губернатор Владимир Яковлев. В речах напомнили, что оба театра вскоре закроются на реконструкцию. Представленная Мариинкой "Спящая красавица" - тоже реконструкция, только балетная.

...Красавица может проспать сто лет. А театр обязан бодрствовать. Если время склонно к пассеизму, то кровь из носу - вынь да положь новый старый балет. В 1999 году Мариинский театр, поработав со старой записью балета в архивах Гарвардского университета, представил широко разрекламированную версию "Спящей красавицы", названную подлинной постановкой Петипа - Чайковского образца 1890 года. Рассчитанный на гастрольный успех на Западе, спектакль имел там довольно кислый прием. Рецензент "Нью-Йорк таймс" назвал четырехчасовое действо "монстром" и "бегемотом", а импресарио то и дело просили балет подсократить. Но Мариинка с первой минуты начала гордиться своим проектом, отменяющим "советскую борьбу с длиннотами".

Конечно, работа проделана колоссальная. Получилось трехступенчатое зрелище: представление наших дней о том, как век эклектики понимал эпоху барокко, рококо и классицизма. По части помпезности можно только руками всплескивать от изумления. Танец - это как бы подарок, а все остальное - бархатная упаковочная коробка с монограммой и плюшевой ленточкой. Или большой слоеный торт. Желто-красные чулки в полоску на исполнителях, огромная канарейка-балерина в золотой клетке и многофигурная "живая картина" (апофеоз с феями и квадригой Аполлона в финале) - это прелесть что такое! Восстановлено в правах мечтательное скрипичное соло, когда-то сочиненное Чайковским для знаменитого скрипача Леопольда Ауэра и выброшенное впоследствии. Умение маэстро Петипа сочетать торжественность с интимностью в каскаде красивейших танцевальных ансамблей с прима-балериной во главе, разумеется, выше всех похвал. А балетоведам вообще рай: изучай, сравнивай, предавайся культурологии. Кстати, о рае: эта перенаселенная персонажами феерия есть точный слепок с представлений русского императорского двора об идеальной монархии. Недаром Александр Третий, посмотрев премьеру, сказал Чайковскому: "очень мило".

Но напрасно автор проекта Сергей Вихарев так настаивает именно на аутентичности. Сказал бы: попытка приближения к древнему оригиналу. Никто не стал бы возражать. И восприятие окажется в том же смысловом ряду, что и возвращение Ленинграду названия Петербург. Еще лучше сказать, что "Спящая" есть реконструкция идеи императорского балета, сильно изменившегося в потоке советских редакций классики. И ностальгия по эпохе неспешной жизни, когда спектакли были неторопливы и подробны. А после представления балетоманы не бежали в метро, а ехали на извозчиках ужинать в модный петербургский ресторан "Кюба".

Проблема в том, что за сто с лишним лет изменилось зрительское восприятие. И прежнего не вернуть. Оттого на "Спящей" интересно, но иногда смешно. Как не улыбнуться, если исполнители длинно разговаривают жестами, а фраза "принцесса красива" мимически изображается так: ладонью плавно обводят лицо, а потом смачно целуют кончики пальцев. Безмерно пестрые костюмы (сделанные директором императорских театров Всеволожским, художником-любителем) нравятся, если зритель оценит придворные вкусы конца XIX века или разделит любовь театра к игре в салонность. Изменилась исполнительская техника - в сторону виртуозности спортивного типа. Где все эти изысканные позировки корпуса, пластическая игра станом и прочие радости, описанные в старых рецензиях? И балерины тоже другие. Первая исполнительница Авроры, итальянка Карлотта Брианца, была маленькая и пухлая, а нынешние принцессы (Диана Вишнева и Светлана Захарова) - стройные березки. Им не очень интересно стилизовать. Им хочется показать, на что они, современные премьерши, способны: например, задрать ногу выше головы (что было немыслимо при Петипа).

Эх, если б была отмененная по техническим причинам знаменитая движущаяся панорама на заднике, а злая фея Карабос, как должно, проваливалась эффектно в люк, который в Большом не совпадает с дыркой в покрытии Мариинского театра... Зато кордебалет танцевал соответственно своей репутации. Феечки, похожие на кукол, порхали, крепко (за отдельными исключениями) стоя на ногах. Особенно - стильная Дарья Павленко в партии Феи Сирени. Принц Дезире (Игорь Зеленский и Игорь Колб) в камзоле много и по-королевски торжественно ходит, как и было у Петипа, а единственную вариацию принца реконструкторы оставили - для репрезентативности премьера - от отброшенной редакции 1952 года. Диана Вишнева в роли принцессы Авроры - бодрая, ясная, чуть деловитая - была бесконечно мила. Независимо от степени аутентичности ее танца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
579
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
490

Другие новости