10 октября 2001 года ушел из жизни академик Василий Павлович Мишин.
Академик Мишин (ВП) был одной из ключевых фигур нашей ракетно-космической отрасли еще королевских времен. Легендарная гагаринская "семерка" - ракета Р-7, "железные тюльпаны" на Байконуре - небывалой конструкции стартовое сооружение, до сих пор использующееся при запусках "Союзов", новые схемы и подходы к реализации космических проектов - все это плоды творческого труда молодого тогда заместителя Сергея Павловича Королева. Один из немногих, Мишин удостаивался личной привязанности СП; естественным стало и то, что после смерти Королева в 1966 г. именно первый заместитель Мишин возглавил королевскую фирму в Подлипках.
Те восемь лет, которые ВП провел у руля первой в мире "космической" фирмы, вошли в нашу историю как годы лунной гонки. Добившись первых успехов в начале 60-х, обогнав американцев и с первым спутником, и с первым человеком в космосе, СССР втянулся в инициированное Кеннеди соревнование за первенство на Луне. С нашей стороны гонкой руководил академик Мишин.
Василий Павлович возглавлял работы по созданию тяжелого носителя, лунных кораблей - облетного и посадочного, созданием нового производства в Куйбышеве и сборочного завода на Байконуре... Увы - на этот раз гигантская кооперация не сработала. Дали о себе знать и давние "политические и идейные" расхождения руководителей фирм-гигантов ракетно-космического комплекса. Неудачи преследовали и лунную программу, и пилотируемые "Союзы"... В 1974 году министр общего машиностроения С.А. Афанасьев привозит в Подлипки академика В.П. Глушко - и представляет его коллективу в качестве Генерального конструктора.
Новая глава более чем полувековой творческой биографии академика Мишина начинается в Московском авиационном институте. Став заведующим кафедрой в 1959 г., в 1974-м ВП окончательно перебирается на Ленинградское шоссе. В МАИ складывается научная школа проектирования ракетно-космических систем, а из "мишинской" кафедры самолетостроительного факультета в 1969 году вырастает факультет летательных аппаратов - нынешний аэрокосмический факультет МАИ.
К числу своих лучших учеников сам Мишин относил создателя красноярского НПО ПМ Михаила Решетнева┘ и главного конструктора китайской ракеты "Большой Поход". "Я им говорил, не надо было "Союз" копировать, - так среагировал в свое время академик Мишин на запуск первого китайского космического корабля. - Не послушались┘"
Василий Павлович Мишин никогда не был благостным "кабинетным академиком". В свое время он энергично воспротивился попыткам назначить в "королевское" ОКБ, плюс к главному конструктору, еще и генерального директора - этакого "парторга ЦК". "Уж либо пляски, либо песни", - заявил ВП... В его бытность никакого "парторга ЦК" в Подлипках так и не появилось. Мишин так и не принял пришедшую на смену Н-1 программу "Энергия-Буран" и позиции своей особо не скрывал - называл "Буран" "Бурьяном"┘
Самолетчик по образованию, в последние годы жизни академик Мишин вернулся к авиации. Рассчитывал летательные аппараты новой схемы, предлагал максимально широко использовать в авиации наработки ракетчиков, предлагал вообще отказаться от аэродинамических органов управления. Сейчас многим специалистам идеи эти кажутся слишком смелыми; пятьдесят лет назад контуры стартового сооружения "семерки" тогдашним специалистам казались фантастическими.
Василий Мишин прожил долгую и непростую жизнь. Он родился в 1917 году. Прошел весь путь нашей космонавтики - от взлета в конце 50-х до кризиса, фактического развала и нынешнего "собирания". И оставил в истории отечественной науки и техники заметный след.