ЗАРАЙСКИЙ район расположен на юго-восточной границе Подмосковья, в 135 километрах от столицы и в 60 километрах от Рязани (по прямой линии на карте). Население - примерно 25 тысяч человек.
23 тысячи лет назад по этой земле ходил homo zaraiskus - человек зарайский. Его стоянка, относящаяся к так называемой костенковско-виллендорфской культуре, открыта археологами в 1980 году. Босой, обмотанный в шкуру мамонта homo zaraiskus поселялся здесь на летний, а по-нашему - дачный, период. Тогдашний климат на Русской равнине отличался суровостью. Ученые считают, что это была самая холодная стадия валдайского оледенения: вечная мерзлота в лесотундре, сосново-березовые леса на открытом перигляциальном пространстве. Хотя залегание зарайской стоянки, самой северной из всех известных стоянок верхнего палеолита, неглубокое (1-3 метра), раскопки идут вяло: вскрыто примерно 2 сотки площади поселения. В 1997 году в Зарайске проводился Международный археологический симпозиум. Однако привлечь серьезное внимание иностранных специалистов к всемирно известному памятнику культуры пока не удалось.
Homo zaraiskus охотился на мамонтов, песцов, зайцев, росомах, ловил осетров, гусей и тетеревов, кости животных использовал в качестве орудий труда, строительного материала, украшений и топлива. Зафиксированы факты предварительной обработки глины, хотя история гончарного производства еще не началась. Как не началась и история человечества: до первых городов Шумера и Аккада оставалось... двадцать тысячелетий. "Осевое время" истории по Ясперсу началось 2,5 тысячи лет тому назад. К этому времени относятся найденные недавно на территории нашей страны пазырыкские мумии "Алтайская леди" и "Рыжий воин". Так различны археологические масштабы времени!
Мы никогда не узнаем, на каком "языке" разговаривали охотники на мамонтов. По-видимому, это была звуко-жестикулярная система, позволяющая на примитивном уровне обмениваться минимумом информации, потребной для жизни в трудных условиях. Едва ли мы узнаем маршрут сезонной миграции и причину гибели этого архаичного народа. Археологи вместе с Дарвином считают, что современный человек (homo sapiens) появился в результате длительной эволюции вида по схеме "питекантроп-неандерталец-кроманьонец" или, что то же самое, "питекантроп-палеоантроп-неоантроп". Homo zaraiskus является кроманьонцем и неоантропом сразу. Если следы питекантропа и неандертальца найдены только в Европе, Азии и Африке, то кроманьонец расселился уже по всем частям света.
Кем были Адам и Ева? По крайней мере питекантропами.
В ходе раскопок обнаружены ямы различного назначения: кострища, хранилища, зольники. Пока не обнаружены скелетные останки человека и землянки. Не обнаружены и ямы-туалеты. До сих пор в Зарайске нет обустроенного общественного туалета. Наверное, безграничные просторы России не располагают к строительству нужников. Известная проблемная триада - туалеты, дураки и дороги - остается образом (провинциальной) России.
Нет более почитаемого в России святого, чем Николай Чудотворец. В нужде ли, в болезни, на войне ли, в море - повсюду спасает православного крепкая надежда на Николу Угодника. Сколько храмов на Руси, посвященных ему, сколько икон чудотворных, пред которыми излиты человеческие скорби! На весь христианский мир знаменита хранимая в Музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева чудотворная икона св. Николы Заразского. По преданию, в 1225 году из Корсуни в Зарайск священник-миссионер Евстафий привез икону св. Николая Мирликийского. Удельный князь Федор с благоговением принял Великую Святыню. Вот как описываются дальнейшие события в "Повести о Николе Заразском" - одном из выдающихся памятников древнерусской литературы: "Великий князь Георгий Ингоревич услышал о прибытии чудотворного образа Николы и возблагодарил Бога и угодника Его чудотворца за то, что посетил Бог людей своих и не забыл создание рук своих. Князь великий взял с собой епископа Ефросина Святогорца и тотчас пошел в область к сыну своему князю Федору Юрьевичу. И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса, и исполнился радости о его преславных чудесах. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город".
На месте передачи иконы забил святой источник, названный Белым Колодцем. Последнее время верующие ежегодно совершают туда крестный ход. После возникновения Зарайска икона Николы Корсунского стала именоваться иконой Николы Заразского.
В Зарайск на поклонение иконе приезжали Великий Московский князь Василий III (1533 г.) и царь Иван Грозный (1550 г.), Государь Василий Шуйский приложил к иконе Николы Заразского золотую дщицу весом полтора золотника с памятной надписью. Подлинна икона или списана с корсунского прототипа мастером московской иконописной школы в первой половине XVI века - этот вопрос тоже остается открытым.
По свидетельству летописцев, в 1237 году хан Батый убил в своей ставке князя Федора Рязанского за отказ привести к нему красавицу-жену Евпраксию. Верный слуга князя тайно похоронил его, а сам поспешил предупредить Евпраксию о приближающихся отрядах воинственных степняков. Гордая княгиня, не пожелав стать наложницей Батыя, выбросилась вместе с малолетним сыном Иваном из высокого терема на крутом берегу реки Осетр и скончалась в муках.
"...и ринулась
На сырую мать-землю и тут
заразилася до смерти...
И оттоле то место - Заразом
прозвалося".
(Л.А. Мей "Песнь про боярина Евпатия Коловрата".)
"Заразиться"- по-древнерусски значит "убиться, умереть". С тех пор город Красный, где произошли эти трагические события, стали именовать Зарайском. Местные краеведы-патриоты постарались, чтобы возраст Зарайска превышал возраст Москвы хотя бы на один год. Официально считается, что Зарайску - 855 лет. Доказательства неубедительные, историки спорят. Впрочем, как показали широко растиражированные исследования Фоменко и др., еще не решены проблемы всемирной исторической хронологии.
В 1818 году скульптор Мартос установил на Красной площади в Москве один из самых выдающихся памятников - памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, освободителям России. Подошли мы как-то к нему с дочерью, и она спросила: "Кто здесь Минин, а кто Пожарский?" Сразу не сообразив, я лишь через некоторое время ответил, что Пожарский, как и подобает воину, меч в правой руке держит, на щит опирается.
Великий русский полководец Пожарский в 1610 году был назначен воеводой в Зарайск. Что представлял собой воевода в то время? Об этом хорошо сказал выдающийся русский историк Сергей Соловьев: "Воевода въезжает в город; старый воевода сдает ему крепостное строение, здания, оружие, запасы, деньги, бумаги. Новый воевода пересматривает все по описям, считает по приходным и расходным книгам, проверяет списки служилых, посадских и жилецких людей, их детей, и братьев, и племянников, которые в возрасте, соседей и захребетников. Воевода привез с собой длинный царский наказ, где исчислены все его обязанности, как он должен промышлять государевым делом, смотреть, чтоб все государево было цело, чтоб везде были сторожа; беречь накрепко, чтоб в городе и уезде не было разбоя, воровства, убийства, бою, грабежа, корчемства, распутства; кто объявится в этих преступлениях, того брать и по сыску наказывать. Воевода судит и во всех гражданских делах. Воевода смотрит, чтоб все доходы государевы доставлялись сполна с города, из уезда". Читаешь Соловьева и невольно осознаешь, как мы сильно отстали от самих себя!
Земское ополчение под руководством Минина и Пожарского освободило белокаменную от врагов. Закончилось Смутное время - одно из самых скорбных в нашей истории.
Общность прошлого сплачивает нацию, восстанавливает животворную связь времен. Возрождаются православные храмы, снова разносится по Зарайску благовест. Слышат его потомки князя Пожарского - те, кому предстоит поднимать с колен провинцию. Раньше Пожарский считал, что "москвичам без помощи провинции врага не одолеть". История не повторилась. Сегодня и враги у России другие, и спасение провинции от Москвы ожидается. Революции только начинаются в столицах, а оканчиваются в провинциях...
Особенно гордятся зарайцы тем, что в их крае жил Достоевский. В 1831 году его родители приобрели под Зарайском сельцо Даровое и деревню Черемошню. Там Федор Михайлович проводил летние месяцы с 1832 по 1838 год и вновь приехал в эти места в 1877 году. Здесь он впервые встретился с крестьянской Россией. Впечатления детства, полученные в Даровом, рассеяны по многим произведениям Достоевского. "Это маленькое и незамечательное место, - отмечал писатель, - оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь".
- Смирись, гордый человек...
- Красота спасет мир.
- Если Бога нет, то все дозволено.
- Всем лучше никогда не будет.
- Пушкин был первый русский человек.
- ...если истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.
Эти и многие другие высказывания Достоевского вошли в жизнь. Одни как афоризмы, другие как пролегомены к экзистенциализму.
Зарайск бережно хранит память о Достоевском. В 1993 году в Даровом был воздвигнут памятник великому земляку, созданный скульптором Ю.Ф. Ивановым. Туда приезжают, чтобы поклониться всемирно известному писателю, философу, провидцу. Сразу же возникает необычное ощущение его присутствия: кажется, что, спустившись с небес, он присел отдохнуть на роскошную поляну, подумать о судьбах многострадальной Отчизны. А рядом - имение, сад, Федина роща... Забывается все мелочное, сегодняшнее, остаются красота, любовь и надежда.
На всю Россию известна детская художественная школа Зарайска: здесь проводятся пленэры, мастер-классы для учеников из других городов. Значительное место в программе обучения занимает изучение творчества Достоевского. Девиз школы - научить детей смотреть на мир глазами гения. Методика напряженная: первый класс (12 лет) - "Преступление и наказание", второй - "Идиот", третий - "Братья Карамазовы".
Русская глубинка существует и в эпоху интернета. Две трети россиян живут в провинции, которая делится на ближнюю и дальнюю. Ближняя располагается внутри окружности радиусом примерно 40 километров от областного центра или от столицы.
Зарайск - дальняя провинция. Отсюда приезжать в Москву на работу можно только "вахтовым методом" - на всю неделю. В самом Зарайске работы нет. Простаивают предприятия, некогда обеспечивающие занятость аборигенов. В городе нет ни одного строительного крана! А в соседнем Луховицком районе стройка ведется бурными темпами. Гримасы демократии. То ли власть выбирать не умеем, то ли нам не тех подсовывают...
Свобода печати? Этот термин выдуман столичными политиками. Такое в провинции невозможно - прямо или косвенно все СМИ зависят от властных структур.
В начале XX века в городе было 15 храмов, 8 трактиров и 40 питейных домов. В начале XXI века в городе осталось 4 храма, 3 кафе и каждый третий дом стал питейным - здесь варят самогон. Себе или на продажу. Пьянство беспробудное. Распространяющаяся из центра наркомания уже захватывает дальнюю периферию. Выросшее после революции 1990 года поколение не знает, с чего начинается театр, как "живьем" звучит симфонический оркестр.
Воруют все. Заповедь "Не укради!" прочно забыта. Все чужое, что плохо лежит, считается своим. Глубинка консервативна. Она амортизирует инфляцию, кризисы. Здесь еще просят закурить, не зная, что сигареты бывают очень дорогими. Здесь спрашивают: "У вас есть спички?" - тогда как в столице вопрошают: "У вас есть зажигалка?"
Номенклатура у нас неподсудна. Зарайский "водочный король" Скорочкин, застреливший двух жителей города, стал не узником тюрьмы, а... депутатом Государственной Думы.
От голода спасаются натуральным хозяйством. Своя картошка, помидоры, огурцы, у некоторых - куры. Хлеб можно купить на свою или на бабушкину пенсию. И ничего более. Образованная часть общества - та, которую в России называют интеллигенцией, - оказалась неспособной к самоорганизации и постепенно деградирующей в соответствии с третьим законом термодинамики для замкнутых систем. Еще Врубель признавался: "Люблю провинцию, но только без людей".
Современный homo zaraiskus тоже говорит на непонятном языке. Даже без помощи Виктора Ерофеева ненормативная лексика воедино слилась с нормативной. Впору специальный словарь издавать и учебники переписывать!
По "географическому" признаку россияне делятся на три типа. Первые уехали из многострадальной России в "забугорье", вторые уехали из провинции в областные центры, третьи остались провинциалами. Из года в год эти третьи мечтают выпорхнуть из провинциальной клетки, уехать из родных мест в поисках счастья.
Города умирают не сразу, совсем не так, как падающие звезды. Они переходят на низшую ступень прогресса и там угасают, постепенно теряя свое предназначение и величие...