0
2212
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.09.2001 00:00:00

"Дама в голубом, читающая письмо" в Эрмитаже

Тэги: делфтский, эрмитаж, экспозиция


ЦИКЛ "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" во вторник в Санкт-Петербурге продолжила экспозиция голландского художника Яна Вермеера Делфтского (1632-1675 гг.). В зале # 253 до 16 декабря можно увидеть его картину "Дама в голубом, читающая письмо" из коллекции амстердамского Рийксмузеума.

Знаменитая "Дама", датируемая ориентировочно 1664 годом, - первое полотно Яна Вермеера, выставленное в Эрмитаже. Вермеер писал в основном небольшие интимные картины на темы городского быта. Его полотна отличаются глубоко лиричным восприятием повседневной жизни, что ярко выражено и в технике письма: в каждой картине ощущается живость света и воздуха. Представленная в Эрмитаже картина, на которой беременная горожанка у окна читает письмо, наиболее убедительно характеризует особенность мироощущения Вермеера.

Хотя творения Вермеера просты по содержанию и порой почти по-детски светлы, он считается едва ли не самым загадочным голландским художником. Дело в том, что до сих пор даже приблизительно не установлено, сколько картин он написал. Насколько известно - несколько десятков, а это совсем немного для голландских живописцев того времени, многие из которых активно "производили" свои картины на продажу. Вместе с тем Вермеер требовал с заказчиков очень высокой платы. А современники невысоко ценили творчество Вермеера - его полотна редко продавались с аукционов и оказывались в собраниях лишь ограниченного круга коллекционеров.

Известно также, что Вермеер не датировал свои полотна, и с его именем связано несколько громких фальсификаций. Самая скандальная история относится к маю 1945 года. Едва в Европе закончилась Вторая мировая война, как в Голландии состоялся необычный судебный процесс. Правосудию был предан художник Ван Меггерен, которого обвинили в связях с нацистским режимом. Причем эти связи, как выяснилось, носили коммерческий характер: знавшим толк в живописи нацистам Меггерен продавал картины. С особой строгостью с художника-коллаборациониста спросили за продажу фашистам полотен знаменитого Яна Вермеера Делфтского. Подсудимому грозила смертная казнь. Каково же было изумление судей, когда после полутора месяцев упорного запирательства Ван Меггерен сознался, что продал нацистам подделки собственного производства. Однако картины "Христос в Эммаусе", "Христос и грешница" производили настолько сильное впечатление, что подсудимому не поверили. Повторная художественная экспертиза сделала прежний вывод: полотна принадлежат кисти Вермеера. Тогда Ван Меггерен потребовал следственного эксперимента. Он заявил, что прямо в камере создаст любой "вермеерский" шедевр. Художника освободили под залог с тем, чтобы он смог доказать, что является "фальшивокартинщиком". Результат поразил экспертов и судей: Меггерен представил суду копию картины Вермеера, которую никто не смог отличить от оригинала. И в ноябре 1947 года Ван Меггерен был приговорен к одному году тюремного заключения за подделку произведений искусства в целях наживы. И стал всемирной знаменитостью.

Впрочем, специалисты ни на минуту не сомневаются, что выставленная ныне в Эрмитаже "Дама в голубом, читающая письмо" - творение самого Яна Вермеера Делфтского. Как сказал журналистам директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Вермеер - "очень современный художник, и все мы должны идти его смотреть".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1213
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3071
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2173
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1733

Другие новости