ВЧЕРА наземный общественный транспорт в Москве подорожал. Как рассказали "НГ" в отделе экономической политики управления транспорта и связи мэрии города, повышение тарифов на проезд связано с постановлением правительства Москвы от 11 сентября, согласно которому поездка на автобусе, троллейбусе и трамвае подорожала с 3 до 4 рублей. И пять рублей вместо четырех нужно будет отдать пассажирам, если они купят билет у водителя. На пригородных маршрутах с пассажиров будут брать от 80 копеек до 1 рубля 20 копеек в зависимости от типа автобуса. По словам представителей мэрии, решение увеличить цены принято в целях "обеспечения стабильной работы наземного городского пассажирского транспорта".
Изменятся и цены на проездные. Как рассказал "НГ" директор предприятия по сбору проездной платы и контролю "Мосгортранса" Виктор Гуров, с 25 сентября в Москве вводится новый проездной - на три вида транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) стоимостью 200 рублей. При этом цена проездного на два вида транспорта уменьшилась с 270 до 190 рублей, а проездного на один вид транспорта выросла со 150 до 170 рублей.
Как отметила в беседе с корреспондентом "НГ" замначальника оперативного отдела управления движения "Мосгортранса" Надежда Корф, повышение тарифов связано с тем, что "любое предприятие должно самоокупаться", но при этом, отметила она, "даже повышение цены на проезд до четырех рублей не окупает затраты "Мосгортранса". По ее словам, на предприятии, работающем "в интересах города", понимают, что повышение может сказаться прежде всего на малоимущих слоях населения. "Но выживать и нам как-то нужно, - говорит Надежда Корф, - тем более что дотации от города мы получаем не в полном объеме. Мы неоднократно обращались к правительству Москвы с просьбой увеличить тарифы, но там крайне неохотно идут на повышение тарифов на транспорте".
По словам пресс-секретаря Московского метрополитена Светланы Царевой, повышения тарифов в метро не ожидается, несмотря на то, что метрополитен по-прежнему является убыточной организацией. Однако благодаря недавно введенной в метро автоматизированной системе оплаты для школьников сбор оплаты за проезд удалось увеличить. Только благодаря ужесточению контроля за выдачей льготных билетов для учащихся московских школ удалось сократить льготы для школьников с 406 тысяч в июне прошлого года до 105,5 тысячи в июне этого. "Это свидетельствует о том, что до реализации этой программы 64 процента пассажиров пользовались льготами незаконно", - отметила Светлана Царева.
Впрочем, как отметила "НГ" замначальника экономического отдела ГУП "Мосгортранса", все равно уменьшение числа льготников не способно решить проблемы недофинансирования: сегодня себестоимость проезда составляет 5 рублей 50 копеек, и этих денег хватает только на то, чтобы "Мосгортранс" не нес убытки - о прибыли и речи не идет.
Как рассказал "НГ" начальник по перевозкам московского автопарка # 1 Николай Потенков, "повышение тарифов на городском наземном транспорте не сильно отразится на работе автопарков". "Считаю, что повышение произошло с опозданием. Нам по-прежнему не хватает водителей, а они увольнялись из-за низкой заработной платы, которая не соответствует рыночным ценам", - считает он. При этом Николай Потенков считает, что повышение цен не отразится на неимущих слоях населения, так как "льготами на проезд пользуется около 70 процентов москвичей".