История карильона (этот музыкальный инструмент, называемый на родине "небесной арфой", представляет собой набор настроенных колоколов, объединенных клавишным механизмом) насчитывает более тысячи лет. Сегодня старейшиной является инструмент XV века, находящийся на колокольне собора Св. Ромбаутса в Мехелене. Всего же в мире существует 600-700 карильонов. Больше всего почитателей этот старинный фламандский инструмент имеет в США, где карильоны есть в каждом университете. Зато Петропавловский собор является единственным сооружением в мире, где установлены сразу два карильона (голландский XVIII в. и бельгийский XX в.) и православная звонница. Кстати, принцип извлечения звуков у них одинаков: при неподвижном колоколе раскачивается язык, в то время как у католиков раскачивают сам колокол. Японцы называют игру на карильоне артистическим карате, так как карильонеры играют, нажимая на длинные и широкие клавиши кулаками и даже ногами, и при этом еще ведут сложнейшую мелодию. Несмотря на огромные размеры, карильон по праву считается одним из самых тонких музыкальных инструментов.
На торжественной церемонии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, замминистра культуры Российской Федерации Наталья Дементьева, огласившая приветствие президента Путина, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев и высокие гости из Бельгии и Нидерландов.
Однако истинным героем дня по праву стал человек, без бескорыстного энтузиазма которого этого праздника просто бы не было. Директор голландской Мехеленской карильонной школы господин Йо Хаазен ничего не делает наполовину, следуя традиционно считающимся русским принципу "любить, так любить". В 13 лет Йо заболел карильонной музыкой и с той поры не мыслит своего существования без "малинового звона" (кстати, существует мнение, что выражение это обязано своим происхождением родному городу господина Хаазена Мехелену, во французской транскрипции - Малину). Одиннадцать лет назад Йо Хаазен как турист впервые приехал в Петербург и прямо-таки влюбился в этот город. Он выучил русский язык, женился на петербурженке и понял, что просто обязан добиться, чтобы над Петропавловской крепостью вновь зазвучала карильонная музыка, умолкнувшая 150 лет назад.
Йо Хаазен умудрился заразить своим энтузиазмом множество людей, и необходимые для создания уникального музыкального инструмента 300 тысяч долларов были собраны буквально со всего мира. Теперь на колоколах выгравированы имена 352 жертвователей из самых разных стран. Разумеется, есть там имена и самого Хаазена, и его жены Наташи. Ну а самый большой трехтонный колокол был создан на пожертвования фонда "Романовы для России" и бельгийской королевской четы.
Йо Хаазен уверен, что мир спасет красота вообще и карильонная музыка в частности. На церемонии открытия он заявил, что, если Венера, покровительница искусства и красоты, голодает, голодный Марс ходит по небу один и начинаются войны и прочие беды. Однако сам карильонер опроверг утверждение, что, когда говорят пушки, музы молчат, лично выстрелив из знаменитой пушки Петропавловской крепости, возвещающей горожанам о наступлении полдня, а этой чести удостаиваются только люди, внесшие ощутимый вклад в возрождение Петербурга.
Санкт-Петербург