ЕСЛИ вы однажды встретите в кафе длинноволосого и малоопрятного человека, держащего на руке хищную птицу, которая своими антисоциальными действиями испортила вам аппетит, не стоит слишком возмущаться. В конце концов именно такие люди возрождают традиции. Ведь соколиная охота - исконно русское дело. Это вам не пейнтбол какой-нибудь...
Что мы знаем о соколиной охоте? А ничего. Помним, что царское это дело - спортом таким, к примеру, увлекался царь Алексей Михайлович. Особенно продвинутые извлекут из недр сознания название "Урядник сокольничьи пути" - такую книжку написал отец Петра I, чем и прославился. Пробел в образовании вполне закономерен - без царей соколиная охота в отечестве умерла, и традиции ее практически полностью утеряны.
А между тем в наши дни в унылой аристократичной Европе соколиная охота - досуг привычный. По крайней мере, для тех, кто все еще носит запонки и ездит верхом на собственной лошади. За сохранение традиций иноземные лорды и мусье должны быть благодарны Владимиру Ульянову-Ленину. Насмотревшись на Великую, Октябрьскую, западный мир вовремя сообразил, что нужно сделать, дабы буржуйские забавы не слишком раздражали рабочий класс и чтобы на их Западе тоже не случилось чего-нибудь столь же великого.
Мы талантливо сыграли роль сталкерской гайки. Теперь эта гайка ржавеет в траве, а весь цивилизованный мир к началу двадцать первого столетия так наразвлекался, что уже начинает основательно скучать. В то время как мы даже плохо себе представляем, что это такое, соколиная охота.
* * *
Классическая соколиная охота выглядит следующим образом. По полю бегут собаки и ищут дичь. Перепуганные птицы выскакивают из травы. Охотник пускает сокола. Если птица адекватна, она хватает добычу и убивает ее. Далее сокол, схоронившись где-нибудь в траве, начинает потихоньку ощипывать убиенную. Это момент ответственный - необходимо найти хищника и отобрать птичку, обменяв ее на сырое мясо. В противном случае охотник не только может потерять будущий экспонат своей зоологической коллекции, но и лишиться самого сокола - наевшись, он улетит на ближайшее дерево и не слезет оттуда минимум до следующего дня (в худшем случае птица и вовсе будет потеряна). В царские времена на этом погорело немало сокольников┘ Почти что в прямом смысле слова.
На первый взгляд даже не поймешь, в чем кайф. Только и нужно, что отпустить в нужный момент птицу. Запуск воздушного змея - и то более азартное занятие. На самом же деле азарт на соколиной охоте прошибает отменный. Ведь не всегда соколу удается взять добычу. Он может "не пойти", или "не понять траву", или просто устать. Но и полет сокола сам по себе - это почти опера, зрелище для эстетов.
Возрождение соколиной охоты - дело многотрудное. Ведь птица сокол напоминает фотомодель - красивая, дорогая и с куриными мозгами. Выдрессировать ее нельзя - это было бы не под силу даже Куклачеву. Сокола можно только приучить. Приучить не бояться человека, садиться на руку, охотиться. Причем "создать" настоящего охотника совсем непросто, на это уходят многие месяцы каждодневной работы (иначе общение с своенравной птицей не назовешь).
Приручение сокола, как реформы в России, - процесс вечный и непрерывный. Сокольник должен каждый день проводить с птицей несколько часов, при этом никогда не настает такой момент, когда можно расслабиться и поставить точку. Даже недельный перерыв может оказать фатальное воздействие на психику подопечного. Легко представить, какие сложности встают перед человеком, который решает стать настоящим сокольником - нельзя ни с любовницей загулять по-настоящему, ни в запой уйти, что еще грустнее.
Пойти на такие жертвы могут только сумасшедшие, для которых общение с птицей, безусловно, приятнее общения с человечеством. Однако если вы предпочитаете homo habilis, не думайте, что соколиная охота для вас недоступна. Ведь охотник обычно - просто лодырь, который наблюдает процесс.
И если вы знаете, к кому обратиться, за некоторую плату можете поучаствовать в охоте. Даже если видите сокола первый раз в жизни, а большую часть своей жизни играли на виолончели.
Сейчас традиции русской соколиной охоты постепенно начинают возрождаться: в основном вокруг двух столиц - Москвы и Петербурга. В Подмосковье даже создан Русский соколиный центр. Центр возрождает и популяризует. Не только соколов, но и соколиную охоту. Что еще более любопытно, растет и число отдельных энтузиастов, которые осваивают эту сложную науку. Хотя пока сокольничьих групп, "делающих" охоту, очень мало. Буквально - единицы. Как правило, их "клиенты" - обычные охотники, которым уже изрядно поднадоел "ружейный" вариант. В большинстве случаев такая охота проводится по упрощенному сценарию - без лошадей и без собак. Дичь запускается на поле заранее (обычно это фазаны), а выгоняют ее сами организаторы досуга. Далее по сценарию. Конечно, только этим сафари ограничиться не может. Вокруг охоты строится другой досуг - выезд на природу, баня и прочие увеселения.
В конце концов сфера досуга постоянно развивается. Осенью для дайвинга не сезон, от пейнтбола болят ляжки, а для прогулок на самокате имидж не тот. Что же остается активному человеку? Волей-неволей начнешь вспоминать отечественную историю. Кому неохота по-царски проводить выходные?