БОЛЬШОМ Московском цирке на проспекте Вернадского состоялась премьера нового циркового спектакля "А поезд идет!..", который будет демонстрироваться до начала следующего года. Режиссерам-постановщикам Леониду Костюку и Александру Осипову удалось собрать воедино одни из самых лучших номеров, которые сейчас существуют в России. Большинство артистов, задействованных в спектакле, имеют звания заслуженных и являются лауреатами международных премий.
Дрессированные животные здесь выполняют сложнейшие трюки практически без какого-либо принуждения со стороны дрессировщиков. Так, в номере Дарьи Костюк и Мурада Абдуллаева одна из обезьян поднимается на кольцах вверх и на расстоянии нескольких метров от арены кувыркается. А дрессировщик Николай Павленко входит в клетку с тиграми только с небольшой палочкой. В конце номера Павленко показывает весьма рискованный трюк - имитацию нападения хищников на человека. Несколько тигров с рычанием ползут на дрессировщика, но в последний момент останавливаются. А в номере дрессировщика Тенгиза Самхарадзе задействованы животные, которых очень редко можно увидеть на арене цирка, - буйволы, охотничья собака и горный козел.
В самом начале программы стоят два номера, в которых выступают дети 7-14 лет. В первом заняты дети-жонглеры, а во втором - дети, достигшие очень неплохих успехов в трюках на моноциклах. Эти номера органично вписываются в программу столичного цирка. "Дети-жонглеры бросают предметы уже как опытные артисты и взрослые люди", - говорит художественный руководитель цирка Леонид Костюк, который сам когда-то в молодости занимался жонглированием. И на этот раз в новый спектакль включен иллюзионный аттракцион, что является редкостью для российских цирков - иллюзионистов сейчас не так уж часто можно увидеть на арене.
Создавая этот спектакль, режиссеры-постановщики постарались сделать его более современным по сравнению с тем, что раньше делалось в цирке. "Молодежь ждет не только номеров, но и спецэффектов. Мы очень долго были консервативными, а теперь начали потихонечку поворачиваться к молодежи", - говорит Леонид Костюк. Около месяца назад цирк закупил новую осветительную аппаратуру для создания световых эффектов. Но пока, правда, новые возможности, по признанию самого Костюка, используются только процентов на 30, поскольку еще нет людей, которые разбирались бы в новой технике. Сейчас пока с ней может работать только один человек, а остальные учатся.
Но каких-то других новых веяний в спектакле незаметно. Разве что преобразился балет. Вместо девушек в блестящих нарядах и с перьями на голове на арену в начале и в конце программы выходят девушки в топах и брюках. И танцуют они под песню "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз...", в которой, правда, переделали некоторые слова, в частности, убрали слова про Советский Союз.
Леонид Костюк говорит, что в планах Большого Московского цирка на проспекте Вернадского - еще большее "осовременивание". Но программу, в которой все будет построено исключительно с учетом новых веяний в мировом цирковом искусстве, зрители вряд ли увидят в этом цирке. Поскольку, по словам Костюка, в компании "Росгосцирк" уже есть один очень современный спектакль Николая Челнокова, но он "труднопродаваемый". "И поэтому все надо делать на сочетании нового и традиционного", - считает художественный руководитель Большого Московского цирка на проспекте Вернадского.