0
1624
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.09.2001 00:00:00

Несостоявшаяся схватка - это выигранная схватка

Тэги: восточные, единоборства, касьянов


- Тадеуш Рафаилович, за последние тридцать лет мы были свидетелями различного подхода к проблеме того вида спорта, который вы представляете. Был "подпольный" период, когда всякая пропаганда рукопашного боя считалась формой идеологической диверсии, был период расцвета, когда коммерческие секции карате открывались во всяком пригодном подвале, был период конкуренции чисто восточных школ с имеющей глубоко национальные корни славяно-горецкой борьбой. Каково нынешнее место рукопашного боя и восточных единоборств в российском обществе?

- Отношение к этому виду спорта было действительно разным. Во многом его определяла позиция руководства Госкомспорта. Отсюда и чехарда с возникновением и закрытием всевозможных федераций непонятно какого статуса и непонятно какого подчинения. В итоге одни направления работы бесконечно дублировались, другие - оставались забытыми. Сильное влияние на отношение к нашему спорту оказывали идеологические установки. Помните, какой резонанс имело запрещение карате в 1981 году? Что стояло за этим? Оказывается, тогдашний министр внутренних дел и руководитель Комитета государственной безопасности составили докладную записку "наверх", где сетовали, что их людям в последнее время часто оказывается грамотное сопротивление приемами карате. Записка пошла Соломенцеву. Соломенцев переправил ее главному коммунистическому идеологу Суслову. И, конечно, карате было в одночасье закрыто как вредоносная культура. Разумеется, все было специально инспирировано. Запрещение карате похоронило много нужного для России и ударило в итоге по тем же самым органам, по той же самой армии. Туда стало приходить куда меньше подготовленных в физическом и моральном отношении людей. В итоге проиграло государство.

Меня очень не любили партийные круги, чиновники, структуры, рожденные силовыми ведомствами типа "Динамо", но когда было надо, ко мне всегда обращались. Про меня вспоминают, когда стране бывает трудно. Когда надо было готовить какое-нибудь спецподразделение, приходили ко мне и к моим ученикам. Возникла необходимость победить националистическую группировку, как это было в Киргизии в 1982 году, опять обратились ко мне.

- Можно ли считать сегодняшнее отношение государства к карате и рукопашному бою окончательно сформировавшимся?

- Думаю, да. Наконец-то с большим опозданием государство начинает расценивать нашу работу положительно.

- Что изменилось в отношении государства к карате и рукопашному бою после того, как президентом России стал Владимир Путин - человек, не скрывающий своих симпатий к дзюдо?

- Ничего не изменилось. Если что-то изменится, то только в отношении к дзюдо. Тем не менее на недавний фестиваль трюковых фильмов президент прислал свое поздравление. Это - признание. Ведь каскадеры - это люди, работающие за пределами человеческих возможностей. Задача каскадеров - сделать искусство более острым, более правдоподобным. Каскадерские школы могут и должны научить людей выживать в экстремальных условиях.

- Свершившийся факт полной адаптации восточных единоборств к российскому обществу представляется несколько странным. Самое время вспомнить, что основой многих из них является дзэн-буддизм и прочие формы восточной религии. Неужели такой вид спорта смог безболезненно прописаться в стране, где традиционно велика роль православия?

- Что случилось - то случилось. Только не надо считать карате и другие восточные единоборства частью чуждой, вредоносной культуры. Это уже было - сами знаете, чем это кончилось. И карате, и прочие формы восточных единоборств в равной степени принадлежат всему человечеству. Как, впрочем, и русская культура.

- А чем руководствовались лично вы, когда несколько десятков лет назад сделали свой выбор в пользу карате?

- Меня просто заворожил в свое время этот вид спорта. Заворожил не столько оригинальностью тренировок, сколько возможностями духовного совершенствования. Конечно, тут многое от моего учителя Алексея Штурмина зависело. Когда мы познакомились, мне уже тридцать лет было, я мастером спорта по боксу был, знал, что такое единоборство. Мой учитель был моложе меня на десять лет - тем не менее мне было чему у него учиться. Это в первую очередь касалось духовного развития, философии, принципов отношения с другими людьми в отдельности и обществом в целом. К тому времени я уже прекрасно понимал, что такое уличные драки. А тут появляется человек, знающий во всем этом немалый толк, но призывающий, что драться как раз и не надо, потому что несостоявшаяся схватка - это выигранная схватка. Кстати, с тех пор как я начал заниматься карате, я дрался от силы три раза. Да, было, выяснял отношения, но без драки, мирным путем. Потом я даже удивлялся: иду спокойно в любом городе, где шпаны навалом, иду один - и никто ко мне не пристает. Тогда я понял: человек, который серьезно занимается карате, обладает особым полем, источает уверенность.

- После фильма "Пираты ХХ века" вы стали знамениты. По плечу ли оказалось испытание медными трубами?

- Фильм "Пираты ХХ века" явился уникальным явлением нашего кинематографа. За период с 1980-го по 1991 год его просмотрело 250 миллионов человек. Была масса встреч со зрителями, множество показательных выступлений, вечеров. Приходилось слышать: вот - живая легенда. В подобных случаях всегда одергивал: я не легенда, легенда - это человек, которого уже нет, а я перед вами, на своих ногах стою. Я обыкновенный инструктор рукопашного боя, человек простой, скоромный, никакой славы не принимаю.

Удивительно, но люди узнают меня и сейчас, когда со времени выхода на экраны "Пиратов ХХ века" прошло более 20 лет. Это приятно, потому что узнают по-хорошему, а не по-плохому. Получается, что во мне видят защитника, способного помочь.

- В западном кино давно сложился образ героя - супермена, отстаивающего идеалы добра и справедливости с помощью приемов восточных единоборств. Соответственно сформировалась и плеяда киноактеров, специализирующихся в подобном амплуа. Можно ли говорить, что сегодня в российском кинематографе у них есть достойные конкуренты?

- Безусловно. Но здесь надо говорить не столько о киноактерах, сколько о каскадерах, способных выполнять серьезные трюки. Со всей ответственностью могу сказать, что наши каскадеры, как, впрочем, и актеры, намного талантливей. Однако мы проигрываем в технике организации трюков. Американцы при съемке трюков используют 5-6 камер, а у нас - одна, максимум две. Отсюда и соответствующее качество съемки. Другая извечная проблема - проблема денег: финансирование, распределение и так далее. Как, например, делятся деньги в Америке? Десять процентов идут на технику, остальные девяносто - на раздачу актерам. Это вполне разумно. У нас все наоборот: на технику тратится девяносто процентов, на труд актеров расходуется всего десять. И это при том, что, повторяю, наши каскадеры куда профессиональнее американских. Мы можем делать такие трюки, которые американцам и не снились. Чего стоит, например, прыжок на лошади в горный поток без страховки с высоты двадцать пять метров. Есть и другие "фирменные" трюки российских каскадеров. Олег Вабосин, Евгений Гуськов, Василий Шлыков, Сысоев, Панин - прекрасные мастера.

У американцев, повторяю, просто больше возможностей, больше денег. А у нас даже операторы, умеющие должным образом снимать трюки, появились совсем недавно. Опять все упиралось в ограниченные возможности. Те же драки снимались только одной, максимум двумя камерами.

- Как вы оцениваете нынешнюю общественно-политическую ситуацию в нашей стране?

- Ситуация известная. У нас криминально-демократический строй.

- Насколько, по-вашему, будет долговечен этот строй?

- Все зависит от народа и президента. Как проявит себя президент - выяснится очень скоро. Что касается народа, то здесь два фактора присутствуют: характер и идея. К сожалению, характер русский человек теряет и идеи у него, увы, нет.

- Вы считаете, что этот процесс необратим?

- Обратимо все. Наша цивилизация далеко не первая на этой земле. О другом скажу: все эти подвижки в сторону Европы, копирование всего американского непременно самым негативным образом скажутся не только на культуре, но и на всей жизнедеятельности русского народа. Я считаю, что с Америкой у нас могут быть только деловые отношения. Никакой "искренней" дружбы.

- Как вы отнеслись к распаду СССР?

- Печально все это. То, что Союз развалился политически, меня абсолютно не тронуло. Куда трагичнее последствия от географического разделения трех основных славянских наций. На меня это очень сильно подействовало.

- Верите, что к России вернется статус великой державы?

- Этот статус ее и не покидал. Россия по-прежнему великая держава. Нас по-прежнему боятся, по-прежнему уважают. У нас в последнее время модно хаять армию. Хаять надо не армию, а руководство. Руководство преступно, потому и в армии все растащили, разграбили. А армия у нас такая, какая есть. Это - срез общества. Какое общество, такая и армия. Я двадцать пять лет на армию работал, ни о чем не жалею. Воспитал много подразделений, постоянно езжу в части. Только что ко мне заходил парнишка, двукратный чемпион России. Так он уходит служить в ВДВ. Добровольно вызвался, заявление в военкомат написал. Среди наших воспитанников нет отказников: все к армейской службе относятся серьезно и ответственно.

- Вы не скрываете своих патриотических убеждений. Тревогой за судьбу Отечества отмечено каждое ваше публичное выступление. В то же время каждая проводимая вами тренировка сопровождается чисто восточными ритуалами: здесь и многочисленные поклоны, и элементы медитации, и еще много чего, ничего общего с русской национальной традицией не имеющего...

- Да, все это в наших тренировках по-прежнему присутствует. Восточную атрибутику мы решили сохранить. Считаю, что все это благоприятно влияет на каждого обучающегося. Уважение к учителю, к инструктору, просто к старшим, нормы поведения в общественном месте каждый наш ученик усваивает на всю жизнь. В прошлом году мы были в Красноярске, проводили там чемпионат России. Директор Дворца спорта, где все это проходило, была очень удивлена: все в помещении осталось в порядке, ничего не сломано, не испорчено, ребята все спокойные, вежливые, не кричат, не сквернословят. Я объясняю, что у нас по-другому и быть не может, что мы это воспитываем, что это - культура вида. Я никогда не повышаю голоса, в зале меня и так всем в любом углу слышно. Директор была очень удивлена. Оказывается, накануне туда заехали более сотни самбистов, так они умудрились все разнести, после них капитальный ремонт потребовалось делать. Для нашей школы, для нашей федерации это просто неприемлемо.

- Что на сегодняшний день представляет собой ваша федерация?

- Всероссийская федерация рукопашного боя и традиционного карате - это на сегодняшний день двадцать тысяч занимающихся в 47 регионах страны, несколько десятков мастеров спорта, несколько десятков судей республиканской и всесоюзной категории, три заслуженных тренера рукопашного боя, одиннадцать тренеров высшей категории. А самое главное, наша федерация - это постоянная работа с армией, со спецподразделениями, работа с допризывниками. Мы ставим не столько удары, сколько головы, воспитываем граждан, патриотов. Кстати, из упомянутых двадцати тысяч сидит всего один человек из Рязани. Захотел шальных денег, блатной романтики, ступил на путь бандитизма. Ему показали небо в крупную клетку. Восемь лет получил. Теперь сидит, думает о смысле жизни.

- Спорт, кино, общественная деятельность - все это требует массу времени, массу сил. За счет чего поддерживаете работоспособность?

- Не люблю лозунгов и красивых слов, но я работаю на Россию. А еще меня мой собственный возраст вдохновляет. После шестидесяти, после пенсионного рубежа на многие вещи совсем по-другому смотришь. Очень велико желание успеть как можно больше.

- Семья помогает?

- Семья мне всегда помогала. Жена у меня филолог, переводчик. Окончила два вуза - в Англии и в Москве. Язык знает прекрасно, во многом мне помогает. Дочери 35 лет. Она заслуженный тренер России по рукопашному бою. Работает со мной в федерации. Недавно внук родился. Ему семь месяцев.

- Чему посвящается свободное время?

- А его у меня практически нет. Даже на чтение еле-еле выкраиваю. Вот прочитал недавно книгу Михаила Назарова "Тайны России". Феноменальная вещь, на многое раскрыла мне глаза. Но в последнее время не столько читать, сколько писать приходится. Недавно закончил книгу по основам рукопашного боя, сейчас работаю над методичкой по метанию ножей и топоров.

- Успехов вам в этом.

- Добра и благополучия читателям "НГ".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1203
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1973
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2016
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2817

Другие новости