С КАЖДЫМ годом работа налоговых полицейских усложняется из-за того, что руководители предприятий, не желающие отчислять деньги в государственную казну, изобретают все более сложные схемы ухода от уплаты налогов и все чаще создают целые отделы, следящие за изменением законодательства и ищущие в нем слабые места. Причем нередко в эти отделы попадают бывшие полицейские, которых переманивают высокой зарплатой.
"Сейчас практически ни одно крупное предприятие грубо не нарушает законы. Мало кому теперь, например, придет в голову привезти технику, а написать, что завезли баклажаны, - говорит заместитель начальника 2-го Управления - начальник 1-го отдела Главного управления документальных проверок ФСНП подполковник налоговой полиции Константин Мосякин. - Сейчас предприятия очень грамотно используют опыт аудиторских предприятий и дыры в налоговом законодательстве. К тому же если раньше было принято отчислять без вопросов такие суммы, какие называли сотрудники контролирующего органа, то теперь просто так ни с кого ничего не взыщешь. Сейчас мы наталкиваемся на хорошо организованную защиту. Если мы проводим мероприятие с привлечением налогового органа, то за этим следует череда арбитражных процессов. Если же это только наше мероприятие, значит, нам предстоит долгое и упорное расследование уголовного дела с привлечением различных адвокатских контор. И надо доказать не только факт совершения правонарушения, но и наличие злого умысла".
В базе данных ФСНП есть около тысячи схем, по которым организации уходят от налогов. А для того чтобы начертить схему движения финансовых потоков какого-либо крупного предприятия, налоговые полицейские нередко используют ватманские листы. Проводя проверку финансовой деятельности, они перелопачивают огромное количество деловых бумаг, скрупулезно сверяя каждую цифру, поэтому работа с одним крупным предприятием может растянуться на год.
Такие люди нужны руководителям организаций, которые не желают отчислять деньги в казну. И поскольку средняя зарплата налогового полицейского - около 3 тысяч рублей, некоторых из них удается переманить. Причем иногда они уходят в те предприятия, деятельность которых им приходилось анализировать по долгу службы. Но представители ФСНП говорят, что перешедшие на ту сторону баррикад налоговые полицейские недолго приносят пользу. Схемы ухода от уплаты налогов, из-за знания которых в основном на них и охотятся, быстро меняются, так как меняется само законодательство.
Тем не менее людей, хоть и не очень часто, но переманивают, а руководству Федеральной службы налоговой полиции остается только сокрушаться о том, что от них уходят лучшие сотрудники. Еще не так давно бывший директор ФСНП Вячеслав Солтаганов на презентации книг о налоговой полиции жаловался журналистам на то, что руководители коммерческих организаций развернули настоящую охоту на высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных сотрудников службы, выращенных в стенах ФСНП.
Причем сил на подготовку новых кадров в налоговой полиции уходит немало. "В нашем управлении существует целый институт наставничества, - говорит Константин Мосякин. - Когда приходит новый сотрудник, ему назначают куратора, помимо которого у новичка есть еще и непосредственные начальники. Мы не можем допустить, чтобы человек сам до всего доходил, потому что нам приходится работать с чужими деньгами, а здесь ошибок не прощает никто. Предъявить кому-то обвинение в сокрытии доходов - это не шутка".
Правда, налоговые полицейские тоже не сидят сложа руки и, подобно своим противникам, вербуют людей из другого лагеря. У сотрудников Главного оперативного управления ФСНП, которые занимаются поиском налоговых правонарушений, есть свои источники в разных коммерческих предприятиях, но, как говорят, пользы от них не очень много, поскольку о своих махинациях руководители организаций, естественно, предпочитают не распространяться. И, кроме того, есть в самой ФСНП люди, трудившиеся раньше в области народного хозяйства, которые служат здесь наряду с бывшими сотрудниками правоохранительных органов, вооруженных сил, органов госбезопасности, а также выпускниками недавно созданной Академии налоговой полиции.