Христианство учит о богоданной свободе человека: Бог позволяет людям самим избирать пути добра и зла и пожинать последствия этого выбора. Усмотрев в злоупотреблении свободой причину зла, некоторые верующие ищут в лице Бога небесного жандарма, избавляющего от зла и свободы. Но опыт христианства говорит о Боге, любящем людей и сострадающем нам, о Боге, который готов разделить с человеком его скорби и тяготы. Такой Бог не жандарм. Свободу людей Он уважает больше, чем ее уважают сами люди. Этот Бог побеждает зло не попранием свободы, а жертвенной любовью.
Странно звучат слова о жертвенной любви в нашем мире, полном эгоизма. Но без такой любви этот мир окончательно стал бы адом. Не случайно символ христианства - Крест, напоминание о жертвенной любви Христовой и о том, что, согрешая, мы вновь и вновь распинаем Христа. Некоторые люди именуют "крестом" любые житейские тяготы, но подлинный Крест - это только те тяготы, которые человек добровольно несет ради блага ближних. Путь Креста нелегок, и своеобразной тренировкой, помогающей проходить этот путь, для верующих служит пост.
Продолжается Успенский Пост в Русской Православной Церкви. Правильный пост - не только ограничение развлечений и разумное воздержание в пище, но и время усиленной молитвы и более активного служения ближним.
Церковь напоминает не только о Кресте, но и о радости встречи с Господом. Одним из таких напоминаний служит праздник Преображения Господня, который Русская Православная Церковь отмечает 19 августа.
В чем смысл праздника? Бог хочет, чтобы человек обращался к Нему не из страха либо в погоне за внешним величием, а по зову доброго сердца. Потому Бог пришел к людям не как вселяющий ужас Всемогущий Царь, а как скромный еврейский ремесленник Иисус, не имевший даже гражданства Римской империи, где жил. Узнать Бога в Иисусе было нелегко. Его не узнали и отвергли "сильные мира сего", но узнали чистые сердцем простые рыбаки, призванные стать апостолами. Этим людям, которых ждали немалые испытания, Иисус Христос дал подтверждение правильности их веры, преобразившись перед ними на горе... Как это было? Иисус взял на гору троих - Петра, Иоанна, Иакова. Устав от подъема, апостолы прилегли отдохнуть, а Иисус погрузился в молитву. Человек в нем обращался к Богу, Бог Сын - к Богу Отцу. Тем временем сон овладел апостолами, а когда они проснулись, то увидели Иисуса преображенным - одежды Его были пронизаны белым светом, лицо излучало неземное сияние.
В день Преображения принято освящать плоды нового урожая. В Греции это - виноград, в России обычно - яблоки. Освящение земных плодов помогает внести память о Боге в каждый дом и в самые обыденные человеческие дела - сбор урожая, прием пищи. Оно - знак ценности всего Божьего творения и символ связи земного с небесным.