0
750
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.08.2001 00:00:00

Проекту "копейки" - 35 лет

Тэги: годовщина, автомобилестроение


СЕГОДНЯ, 15 августа, отмечается 35 лет со дня подписания генерального соглашения между Министерством внешней торговли СССР и итальянской компанией ФИАТ о сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта крупнейшего в СССР автомобильного завода и его строительства. Спустя четыре года после подписания генерального соглашения с туринской фирмой, 19 апреля 1970 года, с главного конвейера завода сошли первые шесть легковых автомашин модели "ВАЗ-2101" - легендарной "копейки", прототипом которой был "Фиат-124", признанный лучшим в своем классе автомобилем мира. Этот обрусевший "итальянец" стал первой массовой отечественной малолитражкой, советским "народным автомобилем". В 1973 году весь комплекс по производству 660 тыс. автомобилей в год был сдан в эксплуатацию.

Сегодняшняя дата - одна из самых важных в истории ВАЗа и более чем 700-тысячного города с итальянским названием Тольятти, половина жителей которого сегодня относится к так называемому Новому городу, или Автограду. В результате "контракта века" 1966 года более тысячи фирм было вовлечено в эпопею создания на Волге грандиозного индустриального комплекса. Жители Турина и тогда еще 90-тысячного Тольятти сообща преодолевали взаимное недоверие, неустроенность быта, разобщенность с семьями, языковые барьеры, различия в культурных и инженерных традициях. Нынешний председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимир Каданников вместе с нынешними вазовскими "генералами" - президентом, генеральным директором "АвтоВАЗа" Алексеем Николаевым, первым вице-президентом, первым заместителем генерального директора Николаем Ляченковым и еще около полутысячей будущих руководителей - работал в то время в автомобильной столице Италии - Турине.

С 35-летием ВАЗа одними из первых Владимира Каданникова, Алексея Николаева и возглавляемый ими коллектив поздравили руководители ФИАТа и других итальянских фирм, помогавших становлению завода. Ко всем жителям "города-чуда" обратился Пьеро Саворетти, основатель и почетный президент концерна "Новасидер", который вместе с тогдашним президентом ФИАТа Витторио Валеттой встречался с Алексеем Косыгиным, Никитой Хрущевым, Леонидом Брежневым, занимаясь в 1962-1966 годах подготовкой "контракта века". 4 мая 1966 г. в Турине бывший в то время министром автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов и Витторио Валетта подписали протокол по созданию автозавода с полным производственным циклом, который был затем определен генеральным соглашением. Между прочим, еще в первой половине 50-х годов начались переговоры по производству в России измененного варианта автомобиля "ФИАТ" модели 600, но ситуация тогда не созрела для инициатив подобного рода. В начале 60-х годов международная политическая обстановка изменилась, снизилась напряженность. "Новый курс" советской промышленной политики в первую очередь делал ставку именно на развитие автомобильной отрасли. В июле 1965 года профессор Валетта выехал в Москву для подписания протокола о научно-техническом сотрудничестве, который был первым шагом к заключению контракта о строительстве завода. ФИАТ уже имел опыт создания крупных предприятий в странах Европы и Южной Америки, но этот по своим размерам превышал все.

Сегодня кроме привычного "итальянского акцента" у волжского Автограда все больше проявляется и "акцент американский". Этому в немалой степени способствует генеральное соглашение между "АвтоВАЗом", американской автомобильной корпорацией "General Motors" и Европейским банком реконструкции и развития, подписанное 27 июня 2001 года Владимиром Каданниковым, президентом "GM" Ричардом Вагонером и вице-президентом ЕБРР Чарльзом Франком. Общая стоимость инвестиций в совместное предприятие по выпуску автомобилей "Шевроле ВАЗ-2123 "Нива" - 332 млн. долларов, что делает его самым дорогим инвестиционным проектом в современной российской экономике. Соглашение заключено в результате двухлетних переговоров. Совместное предприятие разместится на территории производства пластмассовых изделий АО "АвтоВАЗ", выйдет на проектную мощность в течение 2 лет и будет выпускать до 75 тыс. автомобилей в год. Планируется, что стоимость новой "Нивы" составит около 7,5 тыс. долларов, что примерно вдвое дешевле, чем аналогичные западные автомобили этого класса. Примерно треть всех машин с торговой маркой "Chevrolet Niva" будет экспортироваться в европейские страны и Латинскую Америку. Новые "Нивы" могут стать "народным автомобилем" для зарождающегося отечественного среднего класса, как 35 лет назад при содействии ФИАТа стала "народным автомобилем" вазовская "копейка", признанная российским "автомобилем ХХ столетия".

Тольятти


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
804
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
693
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
675
Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

0
516

Другие новости