0
1441
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.08.2001 00:00:00

Эхо ленд-лиза

Владислав Дунаев

Об авторе: Владислав Иванович Дунаев - собкор РИА "Новости".

Тэги: лендлиз, сша, сотрудничество


С АМЕРИКОЙ меня впервые познакомила моя бабушка Варя. Случилось это, когда началась война и мы в потоке бежавших "от немца", в спешке эвакуировавшихся с Украины на Восток, в Сибирь, добрались наконец до Омска и кое-как устроились. Было голодно, ели кору березы, измельчив ее и сварив в виде каши. Драники из картофельной кожуры были праздником; праздником становилось и каждое получение "пайка", изредка, но все же перепадавшего и нашей многодетной семье. В "пайке" иногда было совсем необычное - банка американского бекона и кубики куриного бульона. Бабка же, потчуя нас заморскими лакомствами (их она растягивала как только могла), рассказывала, что еще в начале века к ним в украинскую деревню из Америки приезжали бывшие односельчане и уговаривали ехать "за океан", где нужны рабочие руки и где житье настолько привольное, что каждый за один присест курицу съедает. По словам бабки, таким россказням никто из деревенских, конечно же, не верил, но все же нашлось человека два-три, которые рискнули поехать.

Попадавшие в "паек" американский бекон и кубики куриного бульона мы получали по ленд-лизу. С тех пор все мое поколение, те, кого позднее в связи с эпохой Хрущева прозвали "шестидесятниками", уже не забывали этого слова, так же как "студебеккер", "джип" - и "Тарзан". "Тарзан", "Большой вальс", "Судьба солдата в Америке", "Лисички", "Серенада солнечной долины", "В джазе только девушки" пришли к нам, конечно, не по ленд-лизу, а в качестве трофеев и уже позднее, но в целом все это формировало наше представление о стране, которая более, чем другие союзники в войне с фашизмом, оставила след в сознании моих погодков.

Сейчас, спустя много лет, особенно после постперестроечного десятилетия, которое по праву можно назвать периодом освобождения от иллюзий, стало ясно, что наши молодые представления об Америке во многом были идеалистичны. Столкновение с реальностью обнаружило, что не только не все голливудские фильмы можно поставить в один ряд с перечисленными выше, которые воспринимались нами как мерило общего уровня американской кинопродукции и поэтому служили упреком продукции отечественной, но и в очередной раз подтвердило глупость знаменитого "Запад нам поможет!" Из произошедшего за последние 10 лет не следует, конечно, что единственный путь - это оппозиция Западу или той же Америке. Вывод иной: успеха можно ожидать лишь от честного партнерства, сотрудничества, в рамках которого не забываешь девиза "Человек, помоги себе сам!". Такое сотрудничество имело место в истории отношений России и США во время Второй мировой войны и при всех тайных течениях оставило в памяти моих соотечественников столь ясную, светлую картину боевого товарищества, что никакая холодная война со всей ее пропагандистской мощью не смогла серьезным образом исказить образ американцев в представлении нашего народа. Последнее десятилетие видимости дружбы, потакания коррупции, пенкоснимательства за счет околпаченного населения, клюнувшего на посулы рыночного рая, в гораздо большей степени, чем пропаганда времен холодной войны, подорвало доверие моих соотечественников к Америке. Вот почему самое время вспомнить о прошлом, о годах боевого соратничества, поклониться памяти отдавших жизни в борьбе против угрожавшей всем нам чумы и почерпнуть новые силы для веры в то, что прошлое не только разделяет, но и объединяет русских и американцев.

Сегодня о прошлом наконец заговорило "величайшее поколение Америки", те немногие участники Второй мировой войны, которым посчастливилось дожить до наших дней. Мой отец форсировал Вислу, за что получил звание Героя Советского Союза, и, будь он жив, я бы постарался заручиться его словом, его воспоминаниями о "встрече на Эльбе", навсегда ставшей для моих соотечественников символом боевого товарищества русских и американских солдат. Но отца уже давно нет в живых, и я могу говорить лишь от своего поколения - "поколения ленд-лиза", обращаясь в поисках славного прошлого в сторону Аляски, откуда в тяжелые годы Великой Отечественной к нам шла помощь от наших американских союзников и друзей.

"На ловца и зверь бежит". Оказалось, что программа ленд-лиза находится в последнее время в центре внимания целой группы энтузиастов, усилиями которых собран значительный фактический материал, касающийся военного прошлого Аляски, и даже подписаны законодательные акты, служащие подготовке увековечения памяти участников программы ленд-лиза.

"Вашингтон, сенатору Тэду Стивенсу. Я поддерживаю усилия, направленные на создание мемориалов в память программы ленд-лиза в годы Второй мировой войны в Фэрбанксе и Номе... С уходом поколения участников Второй мировой войны молодое поколение утратит представление об эпическом размахе и значении этого сложнейшего события в истории Человечества. Наша обязанность - сохранить не только представление о той войне, но и память об отдельных действиях, внесших вклад в целое. Программа ленд-лиза как раз и является одним из таких конкретных действий, сыгравших важную роль в деле победы над нацистской Германией. Программа ленд-лиза к тому же установила традицию сотрудничества, перекинувшегося через Берингов пролив, которая жива и по сей день. Я имел возможность оценить эту традицию в последний период своей работы в Службе береговой охраны США, когда в мои обязанности входила координация обмена делегациями и переговоры между Службой береговой охраны США и Российской погранслужбой по вопросам охраны рыболовства, а также поисковым и спасательным работам. Корни нашего сотрудничества восходят к программе ленд-лиза. Рик Карриер, капитан-лейтенант второго ранга в отставке. Джуно, Аляска, 17 мая 2001 г.".

Это лишь одно из многочисленных писем, которые были получены сенаторами-республиканцами от Аляски Тэдом Стивенсом и Франком Марковским. Приведу краткую выдержку из еще одного письма в поддержку создания мемориала, подписанного действующим председателем Коалиции ветеранов внутренней службы Аляски Стэнли Гвиздаком: "Я верю, что для русского и американского народов важно вспомнить и отметить общие героические усилия в борьбе против вероломного противника в страшные и трагические времена, когда никто из нас не был уверен в исходе войны. Это были не только усилия армий, флотов и военно-воздушных сил, но полная мобилизация обеих наций - их производства, их политики и их духа. Среди нас, ветеранов Аляски, еще остались те, кто помнит ту войну..."

Эти и многие другие свидетельства живой заинтересованности "величайшего поколения Америки" в создании мемориала, посвященного общим усилиям двух народов в борьбе с фашизмом и милитаризмом, были предоставлены мне Александром Долицким, президентом Исследовательского центра Аляска-Сибирь в Джуне, столице "Штата последних рубежей". Именно Александр Долицкий стал инициатором всего процесса, касающегося возведения мемориала, чему есть много причин, одна из них - стремление почтить память отца, который начал войну с "финской кампании и вплоть до 1947 года был офицером Советской армии".

Уроженец Киева, Долецкий - историк по специальности (он окончил Киевский педагогический институт). Участвовал во многих археологических экспедициях. Переехав в США, продолжил образование здесь и заслужил прочную академическую репутацию многочисленными научными исследованиями. У каждого ученого существует "любимая тема". Думается, для Александра Долецкого такой темой стала история военного прошлого Аляски, в центре которой программа ленд-лиза, символизирующая краткий период современной истории, когда русские и американцы не противостояли, а помогали друг другу.

С официальной точки зрения важнейшим из документов, обеспечивающих реализацию проекта по созданию мемориала, является совместная резолюция палаты представителей и сената конгресса Аляски за номером 27 от 1 мая 2001 г. в поддержку создания монументов на Аляске, в России и в Канаде в память программы ленд-лиза, реализованной в годы Второй мировой войны (1942-1945). В резолюции, в частности, говорится: "Президент Франклин Делано Рузвельт выразил стремление к тесному сотрудничеству с Советским Союзом в борьбе против Германии и ее союзников... В рамках программы ленд-лиза 8 тысяч самолетов следовали по маршруту от Великих водопадов Монтаны через Канаду (Эдмонтон и Уайтхорс) на Аляску (Фэрбанкс, Галина, Ном) и затем через Берингов пролив в Якутск, Красноярск и Новосибирск... Форт Уэйнрайт (Фэрбанкс), известный в годы войны как Лэдд Филд, служил в качестве пункта, в котором доставленные американскими летчиками в рамках программы ленд-лиза материалы и товары принимались советскими летчиками для доставки в Советский Союз... Жители Аляски активно участвовали совместно с советскими гражданами в реализации программы ленд-лиза... Их сотрудничество доказывало, что две нации способны отодвинуть в сторону различия в политических взглядах и культурных ценностях, с тем чтобы достичь общей, взаимовыгодной цели... Проект возведения монументов будет способствовать дальнейшему углублению понимания в рамках русско-американских отношений, а также поможет установить новые факты, касающиеся военных лет на Аляске".

Сейчас уже очевидно, что мемориалу быть. Готов его проект, выполненный известным американским скульптором и гравером Р.Т. Уолленом, которому принадлежат получившие высокую оценку скульптурные группы в столице Аляски Джуне, в Картеровском центре в Атланте, в комплексе Всемирного банка в Вашингтоне, в Хьюстонском университете в Техасе, а также в комплексе штаб-квартиры Всемирной организации здравоохранения в Женеве. На эскизе выполненного Уолленом проекта будущего мемориала изображены фигуры двух летчиков - советского и американского - в момент передачи очередного груза ленд-лиза.

Готовя статью, я позвонил на Аляску директору Исследовательского центра Аляска-Сибирь Джону Бинкли, одному из тех, кто считает себя и свою семью "потомственными ленд-лизовцами" и, следовательно, так же, как и я, принадлежит "поколению ленд-лиза" - только по эту сторону Берингова пролива. Джон Бинкли - капитан речного судоходства в третьем поколении, вслед за своим отцом и дедом. Его дети - четвертое поколение. Джон сказал мне, что поддержал проект мемориала в память об отце, который во время войны отвечал за заправку горючим самолетов вдоль речных путей их следования по маршруту ленд-лиза. Бинкли считает, что жертвы "великого поколения" не должны быть забыты, его подвиг достоин вечной памяти, так что его личная задача - передать память о славном военном прошлом Аляски своим детям и внукам, а созданием мемориала обеспечить ее сохранение на века. Джон рассказал, что у его отца остались самые теплые воспоминания о совместной работе с русскими летчиками. Вообще население Аляски и по сей день не утратило ощущения связи с Россией, которая оставила глубокий след в истории штата, напоминает о себе многочисленными памятниками церковной архитектуры и сохранением церковно-славянского языка православных аляскинцев.

Я обещал Джону прислать статью, если она появится в печати, а он, в свою очередь, обещал, что мы встретимся по случаю открытия мемориала. Хочется надеяться, что так и будет: встретятся русский и американец, оба из "поколения ленд-лиза", помянут своих отцов, пожелают мира и дружбы своим детям и внукам у памятника славному прошлому, чтобы будущее было достойно его.

Сан-Франциско


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1122
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
691
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1348
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1341

Другие новости