Классик отечественной песни, автор шлягеров из кинокомедий "Свинарка и пастух" и "Гусарская баллада" композитор Тихон Хренников, перешагнувший 85-летний рубеж, признается: "Вообще-то я был очень любвеобильным товарищем, иначе не был бы композитором. Композиторы - народ очень темпераментный, эмоциональный! Да и без любви вообще нет искусства. Первая любовь моя была очень ранняя. Мне было лет семь, когда влюбился в одиннадцатилетнюю девочку Женю Ермакову. Она жила по соседству. Женя была прелестная девочка, и я повадился лазить к ней в окно. Конечно, она смеялась надо мной, но мое ухаживание ей было приятно. К сожалению, дальнейшая судьба ее сложилась трагически: на глазах своего двухлетнего сына она была застрелена собственным мужем... Другие мои увлечения придется долго перечислять. Я - человек увлекающийся, но всегда был верен своей жене. Клара всегда была для меня центром моей жизни и центром семьи. Конечно, много было всяких соблазнов, ведь многие женщины стремятся стать абсолютной хозяйкой мужчины. Но тут уже у меня был психологический заслон. Она очень умная, красивая, обаятельная женщина. Во всяком случае, общение с ней было для меня главным общением в моей жизни. Она старше меня на три года и до сих пор - хозяйка в доме и женщина с характером. А мужиков надо держать в узде. Хотя, если сказать откровенно, я всегда жил, как хотел. Я не любил спорить, я всегда делал то, что считал необходимым. Советовался с женой, делал вид, что слушаю ее, но поступал так, как считал нужным".
У другого прижизненного классика, автора знаменитых "Ландышей" композитора Оскара Фельцмана первая любовь появилась в четвертом классе: "Мне понравилась девочка, и я ее провожал. Впрочем, пока я учился в школе и в консерватории, я очень мало времени тратил на любовь. Музыка меня так захватывала, что я после занятий бежал домой, чтобы сесть за рояль. Кокетничать не буду: женщины мне нравятся! Но я никогда дико не влюблялся. Женщина для меня должна быть не только красивой, но и умной и элегантной. Моя мама говорила мне в шутку: "Любая женщина влюбится в тебя только при одном условии: если ты доведешь ее до рояля". Я спрашивал маму: "А дальше?" - "А дальше будешь ей петь! Ни одна не устоит!" Мама говорила в шутку, но, признаюсь, музыка мне всю жизнь очень помогала..."
Писатель Сергей Есин впервые влюбился в 11 лет. Он жил в Москве, в Гранатном переулке - в огромной коммунальной квартире, где по шуму воды в туалете научился определять всех своих многочисленных соседей. Здесь будущий ректор Литературного института и познакомился с девочкой, с которой попытался раз под Новый год завязать интимные отношения. Чем это кончилось? Тайной! И вообще ему неудобно об этом вспоминать. Хотя и приятно.
Бывший министр культуры России, а ныне Полномочный Посол России при ЮНЕСКО Евгений Сидоров влюбился в первом классе. Ее звали Нина Цветкова. Любовь была, как полагает г-н Сидоров, счастливая, потому что девочка совсем не догадывалась о чувствах, вспыхнувших в сердце будущего министра. Впрочем, последнее г-н Сидоров не склонен относить на счет собственной скромности: "Просто не знала! И все!.." На вопрос, поцеловал ли он свою первую любовь, г-н Сидоров ответил категорически: "Ни-ког-да! Я даже близко к ней не подошел..."
"Я влюбился еще в детском саду, - признался художник, оформитель детских книжек, автор олимпийского Мишки Виктор Чижиков. - В нашей группе была симпатичная, беленькая девочка. Ее звали Гуля. А я уже хорошо лепил. Нам давали фартук и приносили не пластилин, а комки настоящей глины в воде. Гуля лепить не умела. И вот я сперва лепил для нее, а потом уж ваял свое. Мне воспитательница даже делала замечания: "Ты, Чижиков, свое лепи, а Гуля пусть лепит свое". Но я все-таки украдкой делал ей то маленькую собачку, то еще что-нибудь. И, возможно, она оценила мои чувства. Во всяком случае, на прогулке мы с ней ходили в одной паре. Насколько я помню, она меня не отвергала..."
Несчастным оказалось первое чувство у актрисы Инны Чуриковой, хотя сама актриса была на седьмом небе, влюбившись в пять лет в мальчика Колю. Чувство было глубоким и своим возникновением обязано простой русской деревне Чашниково. "Может быть, оно во мне осталось до сих пор..." - сказала актриса.
Зато ведущий телепередачи "Поле чудес" Леонид Якубович уже с 15 лет обнаружил задатки большого ценителя прекрасного - в лице его лучших представительниц. Дело было, разумеется, в школе, и ее звали Таня. Она носила длинные белые волосы, которые сбегали с правого плеча на грудь. "По моим ощущениям, у нее была довольно большая грудь, хотя теперь я не понимаю, что имел под этим в виду", - не без удовольствия вспоминает г-н Якубович. И констатирует: "Все остальное тоже было на месте!" Любовь эта длилась месяц, в течение которого он сумел дважды поцеловать свою избранницу...
"Зачем я буду вам рассказывать о первой любви? - удивился писатель Евгений Попов. - У меня могут быть неприятности..." Впрочем, он все же поведал грустную историю о том, как влюбился в свои двенадцать лет и она "крутила" им. Зато вторая любовь - через четыре года - была счастливой! Она стала его прозой. "Заметьте, - обратил наше внимание Евгений Попов, - именно прозой, а не поэзией! Ибо любовь - это проза!.."
Олег Табаков впервые влюбился в 9 лет. Она была его ровесница, и ее звали Маруся Кантемирова. Любовь застигла их за чтением сказки " Беляночка и Розочка". Было это в эвакуации - близ озера Эльтон. За что будущий артист ее полюбил? "За саму возможность любить! - считает он. - Представьте: весна с фантастическим разноцветьем тюльпанов... На каждом квадратном метре стоят суслики. Верблюды, которые были еще в большей степени философами, чем я... В госпитале лежат раненые, которым мы, дети, напоминали их собственных детей, оставленных дома. Понимаете, какое количество любви сваливалось на нас!"
В первом классе влюбился депутат Государственной Думы Сергей Юшенков. Ее звали именем пушкинской героини - Татьяна, и полюбил он ее за скромность и красоту. Далее все развивалось по известному сценарию: о любви она не догадывалась, ни разу не поцеловались... Впрочем, вскоре появилась новая любовь, потом - опять новая... И так - до женитьбы. Тем не менее синдрома донжуанства за собой г-н Юшенков не признает: "Я любил издали, чисто платонически!" Как и положено голубю-миротворцу, свой рассказ полковник заканчивает Есениным: "В пятнадцать лет взлюбил я до печенок // И сладко думал, лишь уединюсь, // Что я на этой лучшей из девчонок, // Достигнув возраста, женюсь".
У актрисы Натальи Селезневой (помните героиню кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию"?) самая первая любовь была к педагогу театрального института, гениальной актрисе Цецилии Мансуровой - исполнительнице роли Турандот у Вахтангова. Вторая первая любовь - к мужу (режиссеру и актеру Владимиру Андрееву). Третья первая любовь - к сыну.
"Отец перестройки" Александр Яковлев признался, что первая любовь настигла его в 10-м классе. Учился будущий политик очень хорошо. Поэтому все девчонки обращались к нему за помощью во время подготовки к экзаменам... Потом - война. После войны институт - вторая серия в телесериале "Первая любовь". "Это была моя будущая жена", - признался г-н Яковлев. Все стихи, написанные в школе и посвященные одноклассницам, Александр Николаевич по просьбе жены сжег. "Так обидно до сих пор!" - были его слова.
Актрису Ию Саввину многие помнят по фильмам "Дама с собачкой" и "Гараж". Мы попросили ее рассказать о первой любви. "Первой и последней моей любовью, - призналась она, - был... Пушкин! А вы что хотели? Чтобы я перед вами сейчас так и разделась?! Нет! Фаина Георгиевна Раневская обычно спрашивала меня по телефону: "Что читаете?" - "Генриха Манна..." - "А я все Пушкина перечитываю. Мне даже приснилось, что Александр Сергеевич приходит ко мне и говорит: "Как же ты мне, старая дура, надоела!.." Думаю, что Александр Сергеевич мог бы и мне это сказать. И вообще, у меня была сублимация в искусство, литературу, журналистику. Я влюблялась. И все!"
Лидия Федосеева-Шукшина поведала нам как на духу: "Самая моя большая любовь - Василий Макарович Шукшин. И не путайте любовь с романом. Любовь - это Божий дар. Это - награда за какие-то наши заслуги. Это - мгновенье, которое иногда длится бесконечно. С другой стороны, в любви неприемлемо никакое стяжательство - если ты, конечно, хочешь ее сохранить... Что же касается ошибок, то, как известно, любой человек на них учится. Каждый из нас проходит свой путь и делает свои ошибки. И будет их всегда делать. И должен их делать! Весь вопрос в том, какие это ошибки. И еще: я никогда не могла обманывать. Впрочем, я могу пойти на обман, если не хочу тревожить близкого мне человека. В этом случае моя совесть чиста..."
А вот как обстояло дело с первой любовью у питерского барда Александра Дольского. Его мама была балериной и часто брала его с собой в театр, где он сидел в грим-уборной и разглядывал переодевающихся семнадцатилетних танцовщиц. За этим занятием его и застал Амур: бард влюбился в балерину. На всю жизнь запомнил г-н Дольский те счастливые минуты, когда он принимал вместе со своей возлюбленной душ. Было ему три года.
Конечно же, бизнесмен Марк Рудинштейн влюбился в Одессе. Как у всякого одессита, любовь у него была счастливая и длилась со второго класса по пятый. Ее звали Наташа Теплицкая, и она разрешала себя целовать. Потом была следующая любовь... Но о ней Марк Рудинштейн предпочел не говорить: "А то мы собьемся со счета!"
Отец Глеб Якунин сперва попытался уйти от ответа на вопрос, сославшись на сан священнослужителя. Но, видимо, власть воспоминаний оказалась сильнее: "Боюсь, что влюбился я рано - еще до школы. Это было мимолетное платоническое чувство. Потом пошли школьные увлечения - без взаимности. Я был страшно несчастливым. Зато дальше было настоящее счастье!"