"К ТЕБЕ явлюся я; увижу сей дворец,/ Где циркуль зодчего, палитра и резец/ Ученой прихоти твоей повиновались/ И вдохновенные в волшебстве состязались". Слова из пушкинского четверостишия, посвященного Н.Б. Юсупову, стали названием выставки "Ученая прихоть", открывшейся в Музее изобразительных искусств на Волхонке. Это первая документальная реконструкция знаменитого собрания. На выставке более 500 экспонатов: не только картины, но и скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, тома уникального каталога юсуповского собрания.
Выставка - совместный проект трех крупнейших музеев России, в которых хранится основная часть коллекции. Это ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж и Государственный музей-усадьба "Архангельское". Последний уже давно закрыт: "Архангельское" долго находилось в ведении Министерства обороны и реставрационные работы были заморожены. Четыре года назад музей перешел Министерству культуры России, и с этого момента началось финансирование. Последние два с половиной года ведутся активные реставрационные работы. Значительно преобразился театр, в конце следующего года его планируют открыть для посетителей.
Князь Николай Борисович Юсупов (1751-1831) принадлежал к старинному дворянскому роду, воспитывался дома, путешествовал по загранице, учился в Лейденском университете. Стремительный взлет карьеры Юсупова пришелся на период правления Екатерины II и Павла I. Князь был крупным государственным деятелем, дипломатом, директором Эрмитажа и Оружейной палаты. Будучи посредником при выполнении заказов императрицы Екатерины II и ее сына, параллельно формировал свою коллекцию, которая стала известна как "юсуповское" собрание. "Все мои грехи простят за мою коллекцию", - любил говорить хозяин.
Коллекция Юсупова - признанные шедевры. Главным событием выставки стал показ двух работ Рембрандта: "Портрета мужчины в высокой шляпе и перчатках" и "Портрета дамы со страусовым веером в руке". Что за люди на портретах - никому не известно. Есть, правда, версия американского ученого Валентинера, что это изображение сына Рембрандта Титуса и его невесты Магдалены Ван Лоо. В 1911 году их безуспешно пытался выкупить у князя Феликса Юсупова американский собиратель Питер Виденер. После Февральской революции Юсупов, "сняв рамы и скатав в рулоны", вывез картины в Крым, а затем в Европу. В 1921 году они попали под залог к сыну Виденера, Джозефу, и через три года стали его собственностью. В 1942 году портреты перешли в Национальную галерею искусств в Вашингтоне.
По заказам Юсупова работали многие французские художники: Клод Верне, Гюбер Робер, Луи Давид, Антуан Гро, Пьер Герен, Жан Батист Грез, Пьер Поль Прюдон. Князь стремился создать коллекцию, которая отражала бы историю французской школы, и был единственным в России коллекционером, владевшим восьмью картинами Франсуа Буше, среди которых представленный на выставке подлинный шедевр "Геркулес и Омфала". Также в экспозиции представлены оригинальные авторские листы из коронационного альбома Павла I и Александра I, выполненные знаменитым итальянским художником Пьетро Гонзага. Отдельная гордость коллекции - работы Джованни Баттиста Тьеполо. В 1800 году Юсупов купил картины "Встреча Антонио и Клеопатры" и "Пир Клеопатры", которые были написаны после завершения росписей на аналогичные сюжеты в венецианском палаццо Лабиа. В "Архангельском" был даже специальный зал, носивший имя Тьеполо, а теперь эти полотна бережно привезли на выставку прямо на подрамниках, не скатывая на валы.