Мы - плохие христиане. От рядовых верующих до епископов публично грешим то превозношением над инаковерующими, то корыстным отношением к Церкви, то тщеславием - почти все, отсутствием деятельной братской любви к окружающим. Но мы уже, кажется, поняли, что Россия погибнет, если в ней не утвердятся идеалы истины и добра, любви к ближнему и мудрой терпимости, уважения личности и милосердной справедливости, нравственной высоты и соединенной с ответственностью свободы. Такие идеалы в русской культуре отстаивает христианство, но мы дошли до того, что даже среди наших христиан эти идеалы полузабыты.
Христианские идеалы, лишенные живой связи с верой, веками их растившей, на наших глазах либо рушатся, либо извращаются: например, извращенная справедливость становится жестокостью, а искаженное уважение свободы оборачивается поощрением хаоса и т.п.
Не надо умалять значение других религий. Русские веками охотно воспринимали все полезное, что находили в культуре иных народов. Но русская культура в очень большой степени - христианская, впитавшая в себя и православную традицию Византии, и духовные достижения западных христиан - католиков и протестантов. Отрекаясь от православного или хотя бы католического и протестантского в нашей культуре, мы отрекаемся от себя.
Символом особой роли христианства для Россия является Положение ризы Господа в Москве, отмечаемое Русской Православной Церковью 23 июля.
Об истоках христианства на Руси напоминает одновременное чествование православными, католиками и некоторыми протестантами России святых равноапостольных княгини Ольги (24 июля) и князя Владимира (28 июля). Княгиня Ольга, правившая Киевом в середине X века, - первая в истории Руси правительница, осознавшая превосходство христианства над язычеством. Она смело отправляется в Византию, где принимает крещение. Обнаружив, что Византия, внешне следуя христианству, на деле во многом отступает от него, Ольга обращается за помощью к миссионерам Западной Европы. Крестить Русь Ольге не удается, но начатое завершает внук Ольги Владимир. В 987 г. он принимает крещение. За ним крестятся дружины и народ. Обращение в христианство страны или человека - начало жизни духовно более высокой, чем жизнь прежняя, и потому летописцы стремились подчеркнуть духовное преображение Ольги и Владимира, свершившееся с ними при их крещении. До крещения Ольга - коварная мстительница, карающая убийц своего мужа. После крещения она - мудрая и добрая правительница, заботящаяся о своем народе, любящая мать и бабушка, образец женщины-христианки в семье. Князь Владимир до крещения - многоженец, после - образцовый семьянин. До крещения он легко проливает человеческую кровь, после - из-за боязни греха не желает даже казнить разбойников... Так Русь вошла в семью христианских народов.