Становятся известны новые факты, имеющие отношение к конфликту вокруг зданий Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, которые Министерство имущественных отношений (Минимущество) РФ недавно решило передать аппарату Союзного государства России и Белоруссии.
Мало кто задумывается над тем, что комплекс зданий, принадлежащих музею, выбрал не Павел Бородин, а чиновники Минимущества. И практически никто не знает, что это уже вторая попытка Министерства пристроить сотрудников Павла Бородина. В начале этого года им хотели передать здание на Тверской улице. Однако вскоре выяснилось, что у некоторых организаций, располагающихся в нем, договор аренды истекает только в 2017 году. Такой вариант Павла Бородина не устроил, поэтому чиновники Минимущества стали искать новые варианты и вскоре нашли комплекс зданий, принадлежащих музею. После чего и разразился скандал.
Директор музея Владимир Гуляев говорит, что пока неизвестно, сколько помещений отберут у музея и выделят ли что-то взамен. Но, по его словам, даже если это произойдет, музейные работники все равно на несколько лет будут выбиты из колеи. "Помимо упаковки и перевозки много времени уйдет на то, чтобы создать принципиально новую концепцию экспозиции и закупить соответствующее оборудование, - говорит Владимир Гуляев. - Дело в том, что экспонаты нельзя поставить абы как. Должна быть какая-то логика. Логика диктуется, во-первых, тем, какой материал у нас есть, во-вторых, тем, каковы помещения. И, наконец, логика диктуется еще и техническими возможностями, потому что те витрины, которые можно поставить в одном помещении, нельзя установить в другом".
Сотрудники аппарата Бородина уже склонны расценивать действия Минимущества как провокацию, а статьи журналистов, выступивших на стороне музея, рассматривать как заказные. "То, что некоторые средства массовой информации, не разобравшись, в чем дело, схватились за эту тему, мы расцениваем как очередную попытку дискредитации Союза России и Белоруссии, - говорит пресс-секретарь государственного секретаря Союзного государства Иван Макушок. - Возможно, просто существует какой-то заказ на то, чтобы ослабить и исказить роль Союзного государства в глазах людей. Построение Союзного государства все время связывают с какими-то скандалами.
Представители аппарата Бородина говорят, что не понимают, почему сотрудники музея считают себя несправедливо обиженными, так как здесь и раньше не все помещения использовали по назначению, сдавая их разным организациям. Но директор музея не любит об этом распространяться и даже на вопрос о том, сколько зданий принадлежит этому учреждению, уклончиво отвечает: "Весь этот комплекс зданий, за исключением небольших помещений, которые принадлежат филиалу музея современной истории России, находится в нашем оперативном управлении. Здесь несколько корпусов - это 11 тысяч квадратных метров, на которых помимо экспозиционных и выставочных залов еще располагаются запасники, разные службы и две библиотеки".
Однако на дверях Восточного флигеля висят таблички "ЗАО "ПТТ Телепорт-Москва" и "НТЦ Акустооптики. Институт стали и сплавов". До нынешнего гендиректора "ПТТ" Телепорт-Москва корреспонденту "НГ" не удалось дозвониться. Прежний же гендиректор, Дмитрий Костачев, сказал: "Я не могу точно ответить, у кого мы арендовали помещение, потому что для этого надо поднимать договоры. Но, насколько я помню, мы арендовали его у совместного предприятия - фактически это музей и Институт стали и сплавов, которые совместно эксплуатируют флигель".
Видимо, из-за того, что музей так распоряжался своей площадью, отношение к создавшейся ситуации у представителей московской музейной общественности неоднозначное. "Музей обладает гораздо большими пространствами, чем возможностями, - говорит директор Российского музея наивного искусства Сергей Тарабаров. - А когда пространство больше, чем возможности, создается впечатление некоторой убогости учреждения культуры. С одной стороны, у этого музея есть богатейшая коллекция, а с другой стороны, она подается не так, как следовало бы".