ЧТОБЫ получать удовольствие от путешествий, человеку, помимо самой возможности путешествовать, необходимо непременно иметь богатое воображение. Тогда впечатления будут по-настоящему яркими, а память об увиденном - светлой и долгой. В очередной раз вспомнил эту простую истину, проходя по плитам мостовой затерянного в джунглях Камбоджи древнего храмового комплекса Ангкор-Ват. Сухи и бесстрастны строки путеводителей, описывающих его: "...средневековый индийский храм... построен в ХII веке... посвящен богу Вишну... впоследствии использовался буддистами... расположен неподалеку от средневековой столицы Камбоджи Ангкор-Тхома".
Понятно, что казенный текст не способен передать и сотой доли красоты и величия памятника. На сегодняшний день, по мнению специалистов, это самое крупное культовое сооружение на земном шаре. Сравняться с Ангкор-Ватом не может ни одна мечеть, собор или пагода ни на одном континенте нашей планеты. Площадь памятника - один квадратный километр. В центре комплекса - главный храм высотой более шестидесяти метров, стоящий на тридцатиметровой ступенчатой платформе. Эта платформа опирается, в свою очередь, еще на одну платформу, углы которой увенчаны башнями затейливой формы. Каждая из башен соединена особыми галереями с главным храмом и с другими башнями. Храм, башни и галереи окружены двумя рядами стен с башенками и воротами. Весь храмовый комплекс окружен внушительным рвом. Своей поразительной узнаваемостью памятник обязан прежде всего башням. По форме своей они напоминают что-то среднее между обрезанными снизу кукурузными початками и верхушками огромных колосьев невиданного злака. Именно эти башни давно стали символом Камбоджи. Изображения их запечатлены на монетах и банкнотах страны, государственном флаге и гербе, на этикетках и торговых марках многих производимых в Камбодже товаров.
Кого только не видели эти камни: и задумчиво-отрешенных жрецов индуистских храмов, и буддийских монахов, облаченных в ярко-оранжевые одеяния, и крестьян, и паломников, и французских колониальных чиновников. Еще больше побывало здесь воинов: и древних, воевавших с помощью боевых слонов и колесниц, и нынешних, прекрасно освоивших современное автоматическое оружие. На стенах и башнях древнего Ангкор-Вата есть свежие следы от пуль и осколков. Кто их оставил? Французы, некогда владевшие этой территорией и крайне неохотно покинувшие ее только в 1953 году. "Красные кхмеры", которые, как известно, любви к историческим памятникам не испытывали? Воины вьетнамской народной армии, с помощью которых "красные кхмеры" были отсюда изгнаны? Военнослужащие миротворческого контингента ООН, запомнившиеся местным жителям своими далеко не пуританскими нравами? Ответ на эти вопросы знают только камни...
Возведение комплекса Ангкор-Ват историки связывают с именем легендарного кхмерского царя Сурьявармана II. Это о нем повествует некогда высеченная на древних камнях надпись "...юный, не закончивший своих занятий, он носил в себе жажду царского величия"... Как и всякий правитель, Сурьяварман стремился к расширению границ своего государства. Едва взойдя на престол, он собрал немалое войско и двинулся на соседей. Однако военная удача не была расположена к молодому кхмерскому царю. Неудачей закончились военные экспедиции во Вьетнам. Попытка добиться успеха на дипломатическом поприще также успеха не имела. Государство Тьямпа, с которым Сурьяварман объединился для борьбы с соседями, оказалось ненадежным союзником. В решающей битве тямы перешли на сторону врага, кхмерские войска были разгромлены, Сурьяварман был вынужден спасаться бегством.
Военные поражения кхмеров никак не отразились на тематике "батальных" сюжетов барельефов, украшающих стены Ангкор-Вата. Почти на каждом из них - кхмеры-победители, не знающие страха и упрека. Время прекрасно сохранило эти каменные картины. Вот кхмерские воины в момент жестокой сечи. Их копья и мечи безжалостно разят врагов, пытающихся скрыться за стволами деревьев. Вот сцена морского боя. Диковинной формы корабли, украшенные головами фантастических животных, сходятся вплотную с кораблями противника. Сражение кипит и на палубах, и в воде. Поблизости - жаждущие своей добычи крокодилы с широко раскрытыми зубастыми пастями. Еще одна жестокая схватка на суше. В этом бою кхмеры используют боевых слонов. Враги - это скорее всего некогда предавшие кхмеров тямы - в ужасе пытаются спастись бегством от разъяренных животных. Интересно, но все военачальники, согласно существовавшей на момент возведения Ангкор-Вата традиции, изображались под зонтиками. Чем выше чин - тем большее количество зонтиков защищает голову полководца от палящих лучей.
Военные и дипломатические неудачи кхмерский правитель пытался компенсировать активной внутренней политикой. Одним из направлений этой политики стало укрепление культа бога-царя. Именно с этой целью и был возведен Ангкор-Ват.
Удивительно, но этот громадных размеров комплекс был сооружен в далеком ХII веке всего за какие-то тридцать с небольшим лет. Срок более чем рекордный. Ведь ни экскаваторов, ни бульдозеров, ни прочей мощной строительной техники при этом не использовалось. Единственными "механизмами" были в ту пору традиционные для этих мест домашние работяги-слоны да руки строителей.
Масштабы строительства были без преувеличения циклопическими. Мнение ученых по этому поводу однозначно: размах подобных работ был едва ли не равноценен масштабам строительства знаменитых египетских пирамид. Сколько же тысяч каменщиков, резчиков, художников, грузчиков и прочих необходимых в столь грандиозных работах специалистов приняли участие в сооружении Ангкор-Вата? Впрочем, масштабы масштабами, но прежде чем приступить к столь серьезному строительству, наука в государстве, некогда расположенном на территории нынешней Камбоджи, должна была достичь очень серьезного уровня. Ведь такое сложное и масштабное строительство без предварительных расчетов и чертежей было просто невозможно. Выходит, уровень цивилизации в здешних краях был в то время весьма высок. И это вопреки устоявшемуся общественному мнению, что люди, в те времена здесь обитавшие, пребывали в жуткой дикости и первые ростки цивилизации им были привиты колонизаторами из Европы, объявившимися здесь в XV-XVI вв. Кстати, в каком состоянии находилась архитектура в этой сверхцивилизованной Европе в том же самом XII веке - во время возведения комплекса Ангкор-Ват? Да, возводились крепости, храмы, дворцы. Верно, творили архитекторы, строители, художники. Однако вряд ли что-либо из построенного к этому времени в Европе можно поставить рядом с Ангкор-Ватом. Все эти знаменитые соборы, башни, арки и прочие красоты, украшающие ныне улицы и площади итальянских, английских, французских городов, появились немного позднее. Так кто же и кому нес тогда эти самые ростки цивилизации?
Судьба строений что судьбы людей. У одних жизнь - постепенное восхождение из неизвестности к величию и славе. У других наоборот: от блеска - к бесславному небытию. В биографии комплекса Ангкор-Ват эти периоды чередуются с завидным постоянством. Разумеется, поначалу храм блистал. В переносном и в прямом смысле этого слова. Некогда украшенные золотыми листами крыши, отделанные золотом барельефы на террасах и стенах причудливо отражали солнечные лучи, и порой казалось, что сооружения комплекса светятся особым волшебным светом. В ХV в. храм перестает функционировать, его помещения постепенно приходят в запустение. Потомки тех, кто трудом когда-то возводил храм и в войнах отстаивал, бросают его на произвол судьбы. Полноправными хозяевами стен, башен, галерей становятся джунгли. Трава прорастает в щелях между плитами мостовой и камнями стен. Лианы оплетают колонны. Зарастают водорослями пруды и каналы. Но самый серьезный урон памятнику нанесли деревья. Да, те самые могучие великаны, что являются символом джунглей.
Эффект взаимодействия деревьев с памятником может сравниться лишь с последствиями применения вандалами динамита. Семена этих деревьев, занесенные ветром в трещины камней, дали всходы. Всходы превратились в саженцы. Саженцы - в исполинов, корни которых с чудовищной силой начали разрушать кладку, раздвигать и выворачивать плиты. Еще немного - и стены, разорванные могучими корнями, обрушились. Строение рук человеческих без помощи этих рук уже не могло противостоять природе. Джунгли поглощали Ангкор-Ват и постепенно переваривали гигантское сооружение в своем чреве. Возможно, там и растворился бы сказочный город со всеми башнями, украшенными барельефами стенами и галереями в зеленом океане, если бы на него не наткнулся французский энтомолог Анри Муоя. Путешествуя по различным районам Камбоджи, натуралист не раз слышал от местных жителей о спрятанном в джунглях диковинном древнем городе. Слышал, но всерьез эти рассказы не принимал: мало ли цветистых легенд передается из поколения в поколение в восточных странах! Однако от его скептицизма не осталось и следа, когда после многодневного марша по тропическим дебрям он увидел полупоглощенные джунглями красоты храмового комплекса. Произошло это, по меркам современной истории, совсем недавно - в 1825 году.
Люди по достоинству оценили культурно-историческую значимость находки французского энтомолога, но это вовсе не значило, что памятник сразу начали спасать. У людей, занятых войнами, революциями и добычей хлеба насущного, до этого просто не доходили руки. Комплекс Ангкор-Ват продолжал ветшать и в бытность вхождения Камбоджи в состав французского Индокитая, и при короле, и в короткую, но бурную и кровавую эпоху господства "красных кхмеров". Удивительно, но за период последней жесточайшей войны, в которой население Камбоджи сократилось почти на треть, храмовый комплекс почти не пострадал. По счастливой случайности башни и стены не попали под артобстрел, не стали объектом минирования, не подверглись бомбежкам. Следы от пуль и мелких осколков здесь не в счет. Для пережившего столько исторических коллизий и выдержавшего жестокую схватку с природой памятника - это сущий пустяк.
Сегодня Камбоджа начинает отходить от кошмара недавних междоусобиц. Пришло время в очередной раз вспомнить и о судьбе величественного памятника. Ученые тщательно изучили состояние Ангкор-Вата. Часть его элементов решено законсервировать, часть будет реставрироваться. Определенные средства на это выделены из государственной казны Камбоджи, чем-то помогло ЮНЕСКО. К реставрационным работам привлечены иностранные специалисты.
Для многих посетителей Ангкор-Вата в последнее время сложилась традиция медитировать на территории храма, встречать рассвет и провожать закат солнца на его башнях и стенах. Две студентки из Швейцарии, с которыми довелось побеседовать у главных ворот храмового комплекса, не скрывали своего восхищения от ночи, проведенной под открытым небом на древних плитах одной из башен:
- Здесь совершенно удивительное небо, звезды, воздух... Сны, которые мы видели здесь, не похожи на те сны, что снились нам в Европе, даже в самых фешенебельных отелях... У этого места особый фон, особая энергетика...
Излишнюю восторженность юных поклонниц экзотики можно понять. Всякий видевший хотя бы однажды закат солнца на фоне сказочных силуэтов Ангкор-Вата согласится: это потрясающее по красоте зрелище.
Москва-Пном-Пень-Сием-Реап-Москва