"Если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы, слушай пение кузнечиков, посещай святые места; здесь ты найдешь и здравие для тела, и пользу для души, а вреда никакого, и не будешь раскаиваться после этого удовольствия, как то бывает после зрелищ".
св. Иоанн Златоуст
Последнее время после открытия границ стало модно отдыхать за границей. Оно и понятно. Часто это выходило даже дешевле, чем поездки на старые курорты советских времен. Тем более что бывшие республики отгородились границами не хуже, чем дальнее зарубежье, и многим приятнее иметь дело с итальянской или немецкой таможней, чем с украинской. Плюс экзотика, новые ощущения и тому подобное. Конечно, после августовского кризиса 98-го года многие переориентировались на внутренний рынок туристических услуг, однако можно смело сказать, что и в нынешней ситуации туристическая индустрия слабо затрагивает самые что ни на есть русские уголки нашей страны: Валдай, Соловки, Карелию, Верхневолжские озера и озеро Селигер. На Селигер я и предлагаю совершить наше путешествие. Маршрут следования: Москва - Осташков - Светлица - Хачин.
* * *
Начинается все с Ленинградского вокзала, откуда каждый день отправляется поезд Москва - Осташков. Сейчас его номер 604, но ранее поезд много лет ходил под номером 666. С ростом религиозности руководство железной дороги было буквально засыпано письмами верующих с просьбами изъять из обращения пресловутое число. Руководство дороги вняло просьбам суеверных пассажиров и переименовало маршрут. Изменение номера приурочили, как у нас водится, к дате - Дню железнодорожника. Что самое забавное, с номером 666 поезд проходил больше двадцати лет без единого происшествия, а после смены нумерации в том же году сошел с размытых рельс.
Поезд отправляется с вокзала вечером, а уже к утру вместо индустриальных пейзажей Москвы и дачных поселков Подмосковья вам отроется уже совсем другой вид. Казалось бы, те же леса, что и в Подмосковье: сосны, ели, березы, но чувствуется - это уже Селигер, точнее, пока что система Верхневолжских озер. Различия еле уловимы, но спутать невозможно.
Вот остановка - город Пено. Именно с этими местами связано имя одной из героинь Великой Отечественной войны Лизы Чайкиной. Перед войной Лиза стала секретарем Пеновского райкома комсомола. После немецкой оккупации при активном участии Чайкиной были созданы девятнадцать партизанских групп, вскоре и сама она ушла в партизанский отряд. В ноябре 1941 года Лиза Чайкина была схвачена по доносу и после жестоких пыток расстреляна на берегу Волги. Ее имя навечно стало одним из символов мужества народа в войне.
Красиво под Пено, но наш путь лежит дальше в Осташков. И вот мы уже на небольшом, но уютном провинциальном вокзале.
* * *
От вокзала до Светлицы можно доехать на рейсовом автобусе, можно порадовать скучающих таксистов, дав им подзаработать, но я бы рекомендовал плыть на теплоходе. Причем пройтись на пристань пешком. Благо, город маленький и заблудиться негде. А посмотреть есть на что.
Миновав небольшой рынок в центре города, вы вступаете в его историческую часть. Маленькие тихие улочки застроены невысокими деревянными и кирпичными домами. Кажется, все здесь дышит спокойствием, размеренностью и какой-то непередаваемой русскостью. Помимо прочего до нашего времени сохранилось два монастыря и несколько церквей.
Малоизвестно, что в Осташкове с 1989 года проходит один из самых известных фестивалей классической музыки в России "Музыкальные вечера на Селигере". По оценкам специалистов, этот фестиваль по набору исполнителей не уступает московским и петербургским конкурсам. А то, что участники выступают под сводами Воскресенской церкви XVII века, которая входит в комплекс Осташковского краеведческого музея, добавляет совершенно непередаваемый колорит. Жители города по праву гордятся своим фестивалем, и, когда местная администрация чуть было не закрыла его из-за проблем с финансами, дело почти дошло до акций протеста.
Но вот улочки кончаются, перед вами набережная и порт, где вас уже поджидает небольшой теплоходик, наподобие тех трамвайчиков, что курсируют по Москве-реке.
* * *
Кораблик отчаливает, за бортом остается размеренный Осташков с его телевышкой и рыбными заводиками и открывается панорама Селигера.
Ну как, скажите, черно-белой журналистской строкой передать все краски Селигера. Меняющиеся оттенки воды, от серого до синего, нестерпимо яркую зелень лесов, ослепительную голубизну неба, жаркое желтое солнце, кристально белых, словно отстиранных тетей Асей чаек. А вот самый настоящий кусочек Прибалтики: полкилометра тянется песчаная полоса, на которой растут сосны. К слову, ближайшая деревня так и называется - Пески.
Путь теплохода проходит по самому широкому селигерскому плесу - Осташковскому. Слева появляется Городомля, второй после Хачина по величине остров на озере. Между Городомлей и островом Кличен находятся так называемые Чертовы ворота, или Средний плес. Даже в самую спокойную погоду здесь неспокойно, а осенью или во время сильного ветра здесь опасно плавать даже на катерах. До сих пор рядом с Чертовыми воротами торчит из воды заржавевший каркас весьма приличной по размеру баржи как предупреждение впервые заплывшим в это место туристам.
Неспокойным бывает и Кравотынский плес, названный в честь деревни Кравотынь. Предание гласит, что во время монгольского нашествия воины Батыя обнесли свою стоянку (тын) заостренными вверху бревнами, на каждое бревно нанизали окровавленную голову русского пленного. Люди то страшное место так и нарекли Кравотынью. До революции в Кравотыни находился очень красивый женский монастырь. Увы, ему повезло гораздо меньше, чем Нилово-Столобенской пустыни, он заброшен до сих пор и бурные заросли сорняков стоят вокруг него сплошной стеной.
А вот появляется и сама Нилово-Столобенская пустынь. Поначалу не веришь своим глазам. Откуда здесь, среди первозданной, природы да еще и на острове, архитектурный комплекс, который сделал бы честь и Москве, и Санкт-Петербургу? Но удивление проходит, остается восхищение. И уже на берегу человек, впервые увидевший монастырь, долго не может оторвать от него взгляда.
Хорош вид с теплохода, но еще лучше с монастырской колокольни. Попасть туда непросто, но автору посчастливилось полюбоваться Селигером и с нее. Сложно описать ощущения от серо-стальной глади Селигера, на которой широкими импрессионистскими мазками зеленой краски разлеглись поросшие соснами острова.
* * *
Одна из самых известных русских обителей - Нилово-Столобенская пустынь основана святым Православной Церкви Нилом Столобенским. В начале 20-х годов XVI века он переплыл на заросший густым лесом остров на Селигере, вырыл землянку, выстроил часовенку. В 1528 году он дал Богу обет никогда не садиться и не ложиться. Выполняя его, вбил в стену часовни подпорки, на которые опирался подмышками, когда ноги уже не держали. Подпорки врезались в плечи и долго дремать не давали. Питался он лишь желудями и лесными травами, проводил жизнь в непрестанных слезных молитвах. Так преподобный Нил прожил 27 (!) лет и скончался в 1555 году. В 1595 году при строительстве каменных стен монастыря были обнаружены его мощи, а в 1667 году их объявили святыми. Память преподобного Нила отмечается 20 декабря и 9 июня.
В общей сложности в Ниловой пустыни стоят пять каменных церквей и 25 каменных зданий. По сути, это целый город на острове. В иной год его посещали до 100 тысяч паломников.
В 1928 году до пустыни докатилась-таки кампания по борьбе с религией, и монастырь закрыли. Однако мощи преподобного не были поруганы, их перенесли в приходскую церковь г. Осташкова.
Чего только не было после в опустевшем монастыре. Первым делом советская власть обустроила там лагерь, в котором, в частности, содержались многие плененные в 1939 году польские офицеры, после сгинувшие на русских просторах. В память о них уже в наше время поляки поставили рядом со Светлицей большой деревянный крест. Он одиноко стоит на холме, взметнувшись в небо с молчаливой скорбью и укором.
После войны лагерь сменил интернат, а в 70-х принято решение после реставрации превратить монастырь в туристический комплекс. Дело затянулось до перестройки, настали новые времена, и в 1990 году Нилово-Столобенскую пустынь вернули Церкви. На острове снова появились монахи, зазвучали колокола, и началось долгое восстановление доведенной до полной разрухи обители.
Всего в монастыре сейчас проживает чуть более двадцати монахов и послушников, от глубоких старцев до молодых людей под водительством игумена Вассиана. Правда, живут монахи в обители только с весны по осень. Все силы идут на реставрацию храмов и часовен, бытовые условия не приспособлены для зимовки.
В 1995 году в пустынь возвращены мощи преподобного Нила, по этому поводу монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Тогда же Патриарх освятил озеро Селигер. Таким образом, Селигер можно назвать единственным в России озером, воды которого священны. Кто как, а я лично в первый же день всегда выезжаю на лодке на середину Селигера и выпиваю кружку озерной воды. Очень вкусно - можете поверить!
* * *
Итак, кораблик встает у пристани ближайшей к монастырю деревни под названием Светлица. Впрочем, пристань громкое название. Ее обозначает покосившаяся остановка с истертым временем расписанием движения теплоходов. Рядом мостик, соединяющий остров Столбный с материком, на котором рыбаки из окрестных деревень продают туристам копченую рыбу.
Местные жители на жизнь не жалуются. Как и во многих других курортных местах, туристы служат неплохим источником доходов. Плюс многочисленные дары природы, коими край отнюдь не обделен. Бескрайние черничные и земляничные поля, дикие заросли малины, ежевика, ирга, грибы, раки, рыбалка. Рыбалка - вообще разговор особый. Недаром на гербе Осташкова изображены три рыбы. Каждый рыбак, знающий и любящий свое дело, хоть раз в жизни ловил на Селигере. Лещи и подлещики здесь в изобилии, на более изысканные вкусы водятся налим, окунь, карась, щука и, конечно же, угорь. Эта редкая рыба является одной из местных достопримечательностей. Когда-то копченный по-оставшковски угорь был известен на всю Россию.
В Светлице монастырю принадлежит двухэтажный дом из красного кирпича. Единственное большое строение в деревне ранее было монастырской гостиницей, оно и сейчас выполняет те же функции. Практически в любое время года там можно встретить паломников из самых разных уголков нашей страны.
Но не все живут в Красном доме, как его называют. Уже много лет в лесах рядом со Светлицей разбивают свои лагеря скауты. Полдня ребята помогают монахам в хозяйстве, а затем отдыхают. Большинство детворы из детских домов со всей России.
Название Светлица дано деревне не зря. Погода на Селигере переменчивая. Все-таки север. Может и дождик покапать. И тучи могут ходить как угодно, но над монастырем почти всегда, за исключением действительно большой непогоды, есть кусок светлого неба. Словно кто-то прорубает полынью в серых облаках. И даже, когда все небо до горизонта затянуто тучами и бушует гроза, это окошко над монастырем скрывается под тучами последним.
* * *
В Светлице встает задача переправиться на Хачин. Можно воспользоваться моторками рыбаков около моста, которые запросят с вас сто рублей, однако если погулять по деревне, то можно переправиться и за традиционную русскую конвертируемую валюту: бутылку водки. Там же можно и взять лодку напрокат.
Хачин - самый крупный остров Селигера. Он красив особенной красотой. Прежде всего он очень слабо заселен. На более чем тридцати квадратных километрах всего пять маленьких деревень. А остальное - сплошные леса. И еще тринадцать необычайно красивых внутренних озер. Большинство из них названо по имени той рыбы, которая в них ловится: Щучье, Остречье, Плотвичье и Карасево. Есть еще Черное озеро идеальной овальной формы, маленькое и очень глубокое. Гуляют легенды, что оно бездонное.
Вот и все, палатка поставлена, и можно прильнуть к земле, устремив взгляд по высоким корабельным соснам к небу, в котором проплывают причудливые облака. Можно кататься на лодке, гулять по лесу, заниматься еще тысячей вещей.
Время на Селигере течет по-особому. Спать ложишься поздно, а встаешь рано. Вроде и поспал всего ничего, а состояние бодрее некуда. Как же хорошо проснуться под колокольный звон монастыря (половина шестого утра) и встретить восход, глядя, как расцветает от Кравотыни его алая полоска, постепенно занимая все небо, и слушая, как вместе с тобой приход нового дня встречает неунывающая птичья братия.
И так целую неделю! И каждый раз, покидая этот благословенный край, увозишь с собой уверенность, что вернешься. Вернешься не в необозримом будущем, а при первой возможности.
Одним словом, езжайте на Селигер. Не пожалеете!