ПОВОДОМ к дискуссии послужило так называемое "дело Тома Грина, 52-летнего жителя штата Юта", которому грозит до 25 лет тюремного заключения по совокупности за многоженство и сожительство с несовершеннолетними. При этом очевидно, что известный в столице штата Солт-Лейк-Сити мормон, открыто проповедующий мормонскую практику полигамии и имеющий пять жен и 25 детей, старшему из которых 15 лет, оказался в центре всеобщего внимания только сейчас отнюдь неспроста.
В 2002 году в Солт-Лейк-Сити должны проходить зимние Олимпийские игры, и, готовясь к этому знаменательному в истории штата Юта событию международного значения, власти принялись наводить порядок, чтобы не ударить перед миром в грязь лицом. Результатом стало выселение из города семьи Грина, который "от греха подальше" перебрался со всеми домочадцами в забытую людьми и богом пустынную Долину Змей, откуда до ближайшей больницы не менее 160 км. Живущие в основном на социальные пособия, после того как сгорел их дом, Грины разместились в собранных на пустырях ветхих вагончиках, расположив их в виде каре и таким образом загородившись от песка, постоянно надуваемого из Долины Змей. Внутри каре образовалась детская площадка, где и протекает жизнь 25 ребят всех мыслимых возрастов.
Двое из жен Грина подрабатывают, продавая что придется с помощью Интернета. Спустя три месяца семья Грина должна пополниться тремя новыми членами, так как три жены находятся в настоящее время в положении. По предварительным данным, в случае тюремного заключения Грину будет предоставлено право на свидания лишь с одной из жен, которую считают единственной законной, поскольку ее брак с Грином был оформлен положенным образом и соответствует принятым в обществе нормам единобрачия. Все пять женщин Грина, включая ту, что стала его женой в возрасте 14 лет и успела к настоящему времени родить пятерых детей, заявили о твердом намерении ждать возвращения мужа из тюрьмы и сделать все для сохранения своей большой семьи. Тем не менее и их, и самого Грина беспокоит опасность вмешательства государства, которое под предлогом недостаточной обеспеченности семьи и отсутствия привычной системы воспитания и образования подрастающего поколения может настоять на помещении детей в различные детские учреждения, разлучив их друг с другом. Но даже если этого и не произойдет, семью Гринов не оставляют опасения в отношении ребят переходного и старшего возрастов, крайне нуждающихся в постоянном общении с отцом, без которого воспитать их "в здоровом и высоконравственном духе мормонства" будет чрезвычайно трудно.
Все эти и многие другие вопросы, вытекающие как из мормонской практики многоженства, так и из напрашивающегося сопоставления этой практики с нравами в современном американском обществе, стали предметом широкого обсуждения в американских СМИ. К дискуссии были привлечены не только рядовые граждане, но и священнослужители, а также специалисты из различных сфер знания, включая психологию, социологию, историю, этнографию и антропологию. Отмечалось, что полигамия, уходящая своими корнями в древность человечества, продолжает сохраняться в обычаях многих современных народов, в основном на Ближнем Востоке и в Африке, где она играет особенно благотворную роль, обеспечивая выживание, продолжение рода и воспитание психически нормального потомства в полигамных семьях-коллективах, вынужденных существовать в чрезвычайно трудных условиях Черного континента. Историки, этнографы и антропологи упоминали о существовании в Африке племен, практикующих женскую полигамию, которая, однако, не получила широкого распространения в силу противоречия основному закону развития живых видов: способная зачать лишь от одного мужчины, женщина не может одновременно обеспечить продолжение рода, или "бессмертие в потомстве", всем своим мужьям. Поэтому в таких племенах мужчина вынужден в поисках "собственного бессмертия" обращаться, как говорится, на сторону.
Дискуссия, вызванная "делом Тома Грина", не случайно получила широкий общественный резонанс в США. Вряд ли участвовавшие в ней американцы в своей основной массе склонятся к мормонству, однако многие из них не могли не признать того факта, что острые социальные и этические проблемы основной, немормонской, части американского общества оказались на удивление ярко высвеченными при сопоставлении с мормонской практикой семейных отношений. Если верить тому, что было рассказано членами семьи Грина, в мормонской семье-общине главное - дружба, взаимоуважение и взаимопомощь. Цель супружеских отношений - не секс, а продолжение рода, поэтому среди жен не наблюдается ревности, напротив, женщины сообща решают, какая ночь мужа принадлежит каждой из них. К вступлению в подобного рода коллективный брак девочек-мормонок готовят с ранних лет, поэтому к моменту вступления в супружеские отношения с Грином 14-летняя девушка уже прошла "мормонские университеты" и была готова выполнять не только обязанности жены, но экономно вести хозяйство, соблюдать чистоту и порядок, знала правила общежития, столь важные для семьи-общины, а также физические и нравственные потребности своих будущих детей. Знала, что для мормонской семьи нет более важной задачи, чем задача воспитать здоровое в физическом и нравственном отношении молодое поколение.
В ходе дискуссии вокруг "дела Тома Грина" много говорилось о лицемерии и ханжестве. О ханжестве общества, которое возмущается практикой полигамии, открыто признаваемой и проповедуемой многими ортодоксальными мормонами, но спокойно относится к едва прикрытой, повсеместно распространенной практике половой распущенности, к тому же откровенно рекламируемой всеми видами массового искусства. О лицемерии власть предержащих, которым понадобилась Олимпиада, чтобы встать в позу блюстителей закона и возбудить "дело Грина", хотя они и до этого были осведомлены и о его семье-общине, и о действительном положении в штате Ю та, где в силу определенных исторических причин мормонская практика многоженства сохраняется и по сей день.
Первые постоянные поселения в штате Юта, который, как все американские штаты, имеет и другое, поэтическое название - Штат ульев, стали возникать с 1847 года, когда там появились мормоны. Благодаря их трудолюбию пустынные земли этого района американского Запада начали преображаться, привлекая новых поселенцев. В 1850 году конгресс США признал "территорию Юта", но долгое время противился включению ее в состав страны на правах штата. 10 мая 1869 года в Юте состоялись торжества по случаю стыковки протянувшихся навстречу друг другу железнодорожных линий - одна шла с востока страны, от берега Атлантического океана, другая с запада, от Тихоокеанского побережья. Но, даже став центром первой трансконтинентальной железной дороги, Юта не получила права на вхождение в состав США. Причиной являлся отказ будущего Штата ульев удовлетворить требование федеральных властей внести в законодательство штата положение, запрещающее многоженство.
Лишь к 1890 году удалось склонить мормонов, составлявших основную массу населения Юты, прекратить открытую практику полигамии, для чего понадобилось с амвона Мормонской Церкви Иисуса Христа Святых последних дней провозгласить отказ от постулата следования примеру пророков, о многобрачии которых говорится в Ветхом Завете, а также примеру самого Джона Смита, в начале ХIХ века основавшего в США Мормонскую Церковь. По преданию, к моменту своей смерти Джон (Джозеф) Смит имел 55 жен.
Спустя шесть лет, в 1896 году, Юта вошла в состав США, став 34-м по счету американским штатом. Тем не менее и по сей день Конституция штата Юта не содержит положения, запрещающего многобрачие. Жители штата спокойно относятся к тем, кто продолжает придерживаться старого обычая, помня, что их собственные предки сохраняли верность тем же законам. И по сей день ортодоксальные мормоны продолжают следовать традиции многобрачия (всего в западных штатах США насчитывается 30 тыс. мормонов).
Дискуссия вокруг "дела Тома Грина" продолжается. Выводы, если они в принципе возможны в подобного рода дискуссиях, вряд ли повлияют на действие закона в отношении Тома Грина. В то же время практика показывает, что человек или группа людей, хотя бы на время оказавшиеся в центре общественного внимания в США, имеют больше шансов на получение помощи, в том числе и материальной, в которой столь нуждается семья Грина. Полезной дискуссия оказалась и для обычных, не имеющих отношения к мормонам американцев. Сколь бы экстравагантной ни казалась на первый взгляд жизнь мормонской семьи-общины, она, по существу, ничем не более экстравагантна, чем практика семейных отношений в современном американском обществе, где каждый второй брак обречен на расторжение, где дети все чаще обращаются к наркотикам, а то и берутся за оружие, чтобы отомстить обществу за свое одиночество. Америка, конечно, не Африка, где полигамия нередко служит способом выживания племени, однако дискуссия вокруг "дела Тома Грина" наводит на мысль, что американскому обществу необходимо найти какую-то свою форму коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки, без чего "психологическое выживание" может оказаться под угрозой.
Сан-Франциско