У РЕКИ - два берега. У христианства - две грани: единство (благодаря чему мы говорим о христианстве, а не о христианствах) и разнообразие (разнообразие традиций, разнообразие мнений внутри каждой Церкви и т.п.). Апостол Павел звал христиан к единству и единомыслию, но он же говорил о неизбежности разномыслий в Церкви. Противоречия в этом нет: единство христиан относится к главному, т.е. прежде всего ко Христу. Разнообразие касается всего прочего - например обрядовых обычаев разных христианских Церквей.
Выступая против христианского единства, человек становится врагом Христа. Не меньшая опасность - попытки уничтожить христианское разнообразие ради единства. Во-первых, уничтожить разнообразие невозможно. Во-вторых, разнообразие часто бывает полезно.
Напоминанием о единстве и разнообразии в жизни Церкви стал праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который православные России отмечают 12 июля. Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии. Они разительно отличались внешне: могучий, атлетического сложения Петр и худощавый, слабый на вид Павел. Они принадлежали разным по культуре слоям еврейского общества: Петр был малообразованный рыбак, Павел получил блестящее религиозное образование. Различен их путь к Христу: Петр - один из первых учеников Христа, Павел первоначально был врагом христианства. Различно апостольское служение... Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел - символом "свободного" христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: "Петрово" и "Павлово" в Церкви дополняют друг друга. Апостола Петра многие считают духовным прообразом римо-католичества, апостола Павла - духовным прообразом протестанизма. Но оба апостола принадлежат всему христианству - и католическому, и протестантскому, и православному.
Продолжением "апостольской темы" служит праздник Двенадцати апостолов - 13 июля. Символично, что в качестве апостолов Христос объединил очень разных людей - например Левия (Матвея), который служил у оккупантов-римлян, и Симона Зелота - борца с оккупантами. В этом - проявление природы христианства, которое соединяет православных, католиков и протестантов, соединяет всех, кто хочет идти за Христом, - независимо от политических убеждений, национальности и культуры.