В ГОСУДАРСТВЕННОМ музее Востока открылась выставка кукол современных японских мастеров. Несмотря на то что куклы находятся в статичном положении, они прекрасно передают динамику действия. Никого не оставит равнодушным фигурка юной прислужницы-куртизанки эпохи Эдо, которая широким рукавом нарядного кимоно пытается поймать внезапно выпавший весной снег (автор Ямада Тосико). Восхитительны женские фигурки, изображающие горный поток (Камакура Айко) и ветер в горах (Такэути Фумико). Интерес вызывает фигурка мальчика, застегивающего праздничные японские носки-таби.
Наряду с куклами в музее были представлены образцы орнаментальной бумаги, которую наряду с тканью используют в изготовлении кукол. В Японии каждый желающий может сделать куклу. Специальные наборы продают буквально на каждом углу.
Как сказала на церемонии открытия выставки глава Ассоциации традиционного японского прикладного искусства Сэрикава Эйко, на изготовление одной куклы уходит несколько месяцев, а порой и годы ювелирной работы. "И чем дольше ты создаешь куклы, тем больше времени уделяешь их изготовлению. Например, на куклу, сделанную в этом году, я потратила времени больше, чем на прошлогоднюю. С каждой новой фигуркой я все серьезней отношусь к своей работе", - сказала она.
Сначала художник чертит план куклы, дальше вылепливает ее из глины и только потом, сверяясь с глиняным образцом, вырезает ее из дерева по частям. Голова куклы дополнительно гравируется. В конце все детали мастер долго обрабатывает наждачной бумагой. Следующая стадия, пожалуй, самая сложная. Мастер покрывает куклу специальной пастой из растертых в пыль ракушек. Когда кукла высыхает, ее опять шлифуют и делают специальные прорези для закрепления деталей костюма. Цвет одежды и ее фасон зависят исключительно от воображения автора. По традиции кукольные костюмчики делают из шелковых лоскутков, но сейчас многие мастера используют и другие ткани. Лицо куклы тщательно прорисовывается. По словам Сэрикавы Эйко, в кукольном мастерстве стилей как таковых не существует, но у каждого художника есть свой неповторимый стиль.
Первое упоминание о японских куклах встречается в манускриптах, датированных V-VI веками до нашей эры. Широкое распространение они получили в эпоху Эдо (1603-1686 гг.), после того как появились в синтоистском храме Камо в Японии. С тех пор техника изготовления кукол получила название "кимэкоми" от названия фигурки из храма. Сначала куклы были небольшими: их высота колебалась от трех до десяти сантиметров. Стоит заметить, что японские куклы созданы не для игры, а для созерцания. Все куклы, представленные на выставке, хотя и выполнены современными японскими мастерами, но тем не менее они не выходят за рамки традиционного декоративно-прикладного искусства Страны восходящего солнца.