В ПОНЕДЕЛЬНИК в кинотеатре "Зарядье" в рамках артхауса "Кино без границ" состоялась премьера нового полнометражного фильма "Шаман" французского режиссера Клемана Марти, в народе известного под именем Бартабас. Теперь у московской публики появилась возможность оценить мастерство Бартабаса не только в качестве театрального режиссера (он директор конного театра "Зингаро"), но и в качестве кинематографиста. Премьера открывает ретроспективу полнометражных фильмов режиссера, которая будет проходить в Москве всего два дня.
Сценарий к фильму Бартабас написал в соавторстве с великим и ужасным Жаном-Люком Годаром. По словам самого Бартабаса, сценарий фильма не загоняет актеров в жесткие рамки, не диктует им, как себя вести. Для съемок фильма были привлечены непрофессиональные актеры. Как сказал режиссер, это было сделано специально, чтобы люди импровизировали и чтобы фильм был "естественным". Кто бы мог подумать, что француз сможет снять настолько русский фильм. Да и тема выбрана неслабая. Шаман Анатолий и скрипач Дмитрий бегут из ГУЛАГА. Бартабас решил снять настоящее хорошее кино и поэтому не стал искать легких путей. Съемки проходили зимой под Иркутском, так что снег в фильме был настоящим.
"Шаман" это попытка восстановить связь человека с дикой природой, это путешествие внутрь себя. Утопая в снегу, шаман и скрипач бегут из лагеря. Анатолий объясняет Дмитрию, что человек совсем не венец природы, а только ее часть. Человек не менее значим, чем лошадь. В доказательство Бартабас вводит в фильм якутских лошадей, на которых герои скрываются от лагерной охраны. Таежные красоты, молчаливые снежные равнины и огромное голубое небо обрушиваются на зрителя. Фильм идеально подходит для глухих зрителей, потому что герои все время молчат. Философию созерцания нарушает казак-монархист на мотоцикле, которого встречает Дмитрий в тайге. Этот персонаж разбивает фильм на две части, противопоставляя первую, почти документальную, второй - художественной.