Во время генеральной аудиенции на площади св. Петра 13 мая 1981 г. Папа Римский Иоанн Павел II стал жертвой покушения. Две пули из автоматического браунинга 9-го калибра ранили его в брюшную полость, правый локоть и в указательный палец правой руки. К тому времени, когда его привезли в клинику Джемелли, он потерял свыше трех литров крови. То, что Иоанну Павлу II удалось избежать смерти, - несомненное чудо. Спустя восемь дней Папа уже поднялся с постели.
В дни аудиенций на площадь св. Петра в равной степени трудно попасть, как и выбраться. Поэтому стрелявший в Папу гражданин Турции Али Агджа был сразу же схвачен. С тех пор прошло три судебных процесса, преступник отсидел в тюрьме 20 лет, был помилован и выдан на родину, но и до сих пор никто не сумел вразумительно объяснить, кто же стоял за этим покушением. По мнению биографа Папы французского писателя Фроссара, "пойманные на месте преступления исполнители больше боятся репрессий со стороны своих доверителей и очень редко соглашаются говорить".
СУДЬБА ТЕРРОРИСТА
Мехмет Али Агджа родился в 1958 году. Когда ему было 8 лет, умер отец. С детских лет ему пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь. Он также занимался самовоспитанием и самообразованием. Читал, ходил в театр. По словам учительницы английского языка, в школе он мечтал о славе. После педагогического училища направился в Анкару (1976 г.), где изучал литературу, историю и географию, а затем - в Стамбул (1978 г.) изучать экономику. В это время Турция находилась на грани гражданской войны, как грибы росли террористические организации. Агджа вступает в одну из них под названием "Серые волки". Ее члены, враждебно относившиеся и к коммунизму, и к капитализму, мечтали о создании великой Турции от Средиземного моря до Монголии.
Об Агдже широкая общественность узнала только в феврале 1979 года, когда перед собственным домом был убит Абди (Абдула) Ипекчи (Abdi Ipekci), популярный либеральный журналист. За поимку убийцы была объявлена награда - свыше 200 тыс. долл. Вскоре в полиции раздался анонимный звонок. Позвонивший сообщил адрес кафе и приметы убийцы, находившегося на тот момент в указанном месте. Прибывшая полиция арестовала Агджу. Он встретил арест спокойно. Наблюдавший за ним во время допроса глава МВД Турции сказал о нем: "Умный парень. Знает, что делает и что говорит. Турецкие террористические организации, как правило, нанимают для этих дел неграмотных бандюков. Агджа не из них. Быстрореагирующий, сильный и отважный. Прекрасно вышколенный и дисциплинированный. Не слишком озабочен собственной защитой. Его больше беспокоило, чтобы не выявить своих связей".
Полиция удовлетворилась тем, что Агджа признался в совершенном преступлении и не искала сообщника. Когда спустя 11 дней после ареста Агджа появился перед журналистами на пресс-конференции, то всем бросились в глаза его спокойствие и отсутствие следов побоев. "По всей вероятности, он был первым из подозреваемых в убийстве, кто вышел из камеры стамбульской тюрьмы предварительного заключения без малейшей царапины", - ехидно заметила американская журналистка Клара Стерлинг. Не пришел никто и за обещанной наградой.
Вскоре Агджа отказался от своих показаний, заявив, что никого не убивал, но знает, кто это сделал и сообщит об этом суду на следующем заседании. Но в эту ночь, 25 ноября 1979 года, переодетый в военный мундир, при помощи шестерых солдат, он бежал из хорошо охраняемой военной тюрьмы.
Вскоре было опубликовано его послание с угрозой убить Папу. Три дня спустя после бегства Агджи в Турцию прибыл Иоанн Павел II, но ничто не омрачило его визита.
Агджа исчез и всплыл спустя полтора года в Риме. Сегодня известно, что за это время он посетил Софию, Рим, Цюрих, Вену, Майорку, Милан, побывал в Иране и Тунисе. За это время он потратил около 50 тыс. долл.
В мае 1981 года он приезжает в Рим и в пансионате Иса, в двух шагах от Ватикана, снимает комнату (# 31)...
После трехдневного рассмотрения дела 22 июля 1981 года римский суд приговорил Агджу к пожизненному заключению за покушение на жизнь Иоанна Павла II.
Всего за время нахождения под арестом Агджа выдвинул 128 версий своего дела. Некоторые версии родились в кругах журналистов. Вот некоторые из них.
СОВЕТСКО-БОЛГАРСКОЕ УЧАСТИЕ
Агджа заявил, что "приказ убить Папу пришел из советского посольства в Софии". На основании его обстоятельных показаний, которые он давал на протяжении 2,5 лет, суд выдал ордер на арест четырех турок и трех болгар. Но арестовать удалось лишь заместителя директора фирмы "Балканаэро" Сергея Антонова, Омара Багчи и Мусу Челеби из организации "Серые волки". 27 мая 1985 года арестованные предстали перед судом по обвинению в заговоре на жизнь Иоанна Павла II. Но процесс века не получился. Вся обвинительная конструкция рухнула уже в первый день процесса. Находящийся в зале суда в металлической клетке Агджа крикнул: "Во имя Всемогущего Бога провозглашаю конец света. Я - Иисус Христос!" Суд не нашел достаточных оснований для признания обвиняемых виновными, и 30 марта 1986 года их освободили.
Не прояснил тайну развал СССР и социалистической системы. В предсмертном письме перед самоубийством (1992 г.) бывший заместитель министра внутренних дел Болгарии генерал Стоян Ставов признал, что Антонов являлся сотрудником болгарской разведки, но не имел ничего общего с покушением на Папу.
В марте 1990 г. в интервью американской газете "Вашингтон пост" бежавший в 1980 г. в США бывший агент КГБ Шеймов заявил об участии этого ведомства в покушении на Папу. Обо всем этом он информировал ЦРУ. Об отношении же ЦРУ к версии о советском участии в покушении можно привести лишь следующее косвенное свидетельство. Осенью 1991 г. во время сенатского слушания по поводу назначения на пост главы ЦРУ Роберта Гейтса против этой кандидатуры неожиданно выступили трое бывших высокопоставленных сотрудника аналитического отдела ЦРУ. Они обвинили Гейтса в препарировании докладов и политизации выводов "в угоду ожиданиям Белого дома". В качестве примера они привели содержание доклада Гейтса (1985 г.), в котором утверждалось, что КГБ принимало участие в покушении на Иоанна Павла II, хотя, по их словам, "у них не было никаких подтверждающих этот тезис данных" ("International Herald Tribune",1991).
В пользу версии об участии КГБ высказались итальянские спецслужбы. Весной 1998 г. был рассекречен и опубликован их доклад (1990 г.), согласно которому вскоре после избрания Кароля Войтылы на папский престол КГБ организовало заговор с целью "его дискредитации, а если возможно, то и уничтожения". Сообщалось о существовании подслушивающих устройств в Ватикане, в том числе в столовой тогдашнего государственного секретаря Ватикана кардинала Казароли. Соответствующее устройство принесла туда жена кузена кардинала Ирина Троллерова.
ДРУГИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ
Неожиданную версию выдвинул (1991 г.) многократный премьер-министр Италии и близкий к Папе Джулио Андреотти. Он обратил внимание на одну деталь. Из показаний Агджи следовало, что он в совершенстве знал многие детали личной жизни и быта обвиненных им болгар. Например, он знал, что Антонов любит поп-музыку и коллекционирует миниатюрные бутылки из-под алкоголя, знал, где стоит в квартире телефон, а также, каков вид из окон. Все это должно было свидетельствовать, или о близких контактах Агджи с болгарами или о том, что его хорошо снабдила этой информацией какая-либо разведка. Какая?
Андреотти заметил, что в рассказе Агджи не совпадала только одна деталь. В квартире Антонова не было раздвигающихся дверей. Такие двери были этажом ниже в квартире падре Андре Морлионе, о котором известно, что он агент ЦРУ. "Я никогда не верил в болгарский след", - заявил Андреотти.
На вопрос со стороны защиты Антонова о том, кто снабдил его информацией о болгарах, Агджа признал, что "болгарскую версию" ему предложил навестивший его в тюрьме сотрудник итальянской военной разведки Франческо Пациенца. Позднее тот был обвинен в сотрудничестве с итальянской мафией. С неаполитанской мафией был связан и еще один посетитель Агджи в тюремной камере - падре Сантини, тюремный капеллан.
ТУРЕЦКИЙ СЛЕД
3 ноября 1996 г. на трассе под городом Сусурлюк в юго-западной части Турции мчавшийся со скоростью 200 км в час "Мерседес" налетел на грузовик. Погибли три человека: полицейский высокого ранга, известный наркоторговец и его спутница. Владелец машины Эдип Седат Букак - депутат парламента - отделался ранением. По слухам, он возглавлял борющуюся с курдами тайную многочисленную организацию. Это дорожное происшествие привело к парламентскому расследованию, которое выявило, что в том же отеле, где остановились пассажиры "Мерседеса", заказал себе номер тогдашний глава МВД.
В опубликованном в 1998 г. отчете утверждалось, что турецкие спецслужбы в течение 20 лет финансировали крайне правые эскадроны смерти и банды наркодельцов; что турецкие службы безопасности несут ответственность за 14 тысяч невыясненных исчезновений и убийств последних лет. В докладе упоминалось имя Абдулы Катли, который в 1979 г. помог Агдже бежать из тюрьмы, снабдил паспортом и деньгами и опекал вплоть до покушения. В докладе парламентской комиссии сообщалось, что Катли находился на содержании правительства Турции. Никакого вывода из этого совпадения авторы доклада не сделали.
МАСОНСКАЯ ВЕРСИЯ
Среди своих сообщников Агджа назвал Бекира Челенка, которого в прессе характеризовали как крестного отца турецкой мафии в Софии. Во время процесса над Агджой Челенк находился в тюрьме за контрабандную торговлю оружием и наркотиками, и турецкое правительство не выдало его итальянскому правосудию. В 1985 году он умер от разрыва сердца. Его сообщник по нелегальной торговле оружием сириец Арсан был владельцем экспортно-импортной фирмы в Милане.
Журналистам стало известно о его связях с масонской ложей "Пропаганда 2", замешанной в финансовом скандале с банками Ватикана и Амброзиано. Например, газета "Пари-Матч" (1997 г.) заявила, что "Арсан должен был погибнуть, может быть, в связи с отсутствием в банке миллиардов, вернуть которые требовал Папа".
Другой сообщник Агджи по имени Орал Челик в интервью "La Voce" в том же 1997 году заявил, что за покушением стояли лица, относящиеся к иерархии Апостольской Столицы.
РЕАКЦИЯ ПАПЫ
В специальном заявлении Папа простил Агджу уже спустя четыре дня после покушения. В декабре 1983 г. он посетил его в тюремной камере. Разговаривали 20 минут. Наблюдавшие издали за встречей журналисты пытались по губам угадать содержание беседы, но Папа предусмотрительно повернулся к ним спиной. В марте 1999 года Иоанн Павел II обратился к президенту Италии Оскару Луиджи Скальфаро с просьбой о помиловании террориста. Его просьба была принята во внимание. Агджа был освобожден и в июне 2000 года выслан в Турцию, где должен будет провести в тюрьме еще 10 лет за убийство Ипекчи.