ВЧЕРА у себя дома, в московской квартире, скоропостижно скончалась народная артистка СССР Любовь Сергеевна Соколова. До восьмидесятилетнего юбилея она не дожила всего полтора месяца. Ставшая знаменитой и всенародно любимой на всегдашних "вторых" ролях, она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как актриса, сыгравшая в рекордном количестве фильмов. Она - из тех актеров, естественность которых становится "проверкой на прочность" таланта всех прочих участников той или иной кинозатеи. Природная органичность объясняла ее успех и у публики, и у режиссеров, не важно - элитное кино они снимали или самое что ни на есть массовое. Соколова была нужна тем и другим. Ее талант рассказчика, умело пользовавшегося в своих историях всеми слоями русской речи (талант, конечно, известный более узкому кругу), также был востребован.
Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в городе Иваново-Вознесенске. Окончив школу, поехала в Ленинград, поступила в пединститут. Но скоро решила стать актрисой. Ее взяли в мастерскую Герасимова, но началась война. Дальше - эвакуация, смерть мужа (актера Георгия Араповского), потом - возвращение к учебе, уже во ВГИКе. Из 325 ее ролей первой стала медсестра Варвара в фильме "Повесть о настоящем человеке". Самый известный ее фильм конца 50-х - "Тихий Дон", хотя кроме этого она тогда же снялась еще в полудюжине фильмов. В 1958 году она вышла замуж за Георгия Данелию, который был младше актрисы на девять лет. С ним она прожила двадцать шесть лет, потом развелась.
Соколова из принципиальных соображений никогда не играла отрицательных ролей, боясь потерять уважение зрителей. Вообще ее моральные принципы заслуживают отдельного упоминания. Будущая артистка могла сыграть свою первую роль в кино еще в 1940 году в фильме "Фронтовые подруги", но, когда готовилась к съемкам, услышала неприличную (впрочем, довольно невинную) частушку в исполнении автора сценария фильма Сергея Михалкова. И она убежала со съемочной площадки. "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы, или С легким паром" - список ее любимых ролей в любимых всеми фильмах очень длинный.
Последняя роль Соколовой - в фильме "Маша и звери" по мотивам русских сказок (1995). Бабушки, матери, добрые соседки или прохожие, появление которых оказывалось значимым и для самих героев картины, - вот ее амплуа. В поэтике одного знаменитого исследователя - роли волшебных помощников, которые всегда были ей близки по духу и оказывались по силам.