ОНА встретила на пороге дома радушно и тепло. Пышные волосы, большие глаза и приветливая улыбка. Со словами "чувствуйте себя как дома" провела в гостиную, усадила за стол, поставила передо мной стакан гранатового сока: "Для вас, только что выдавила". Видно, что очень спешила, даже фартук не успела снять. Сразу пропала скованность, появилось ощущение, будто мы уже очень давно с ней знакомы.
У Виолетты Таубиевны, жены президента Кабардино-Балкарии Валерия Мухамедовича Кокова, весь день распланирован по минутам. Большую часть времени занимает работа в детском туберкулезном санатории, которым она заведует. Масса хлопот ждет ее в республиканском Союзе женщин, других общественных организациях. Виолетта Таубиевна - мать двоих детей, бабушка троих внуков. Она же и хозяйка дома, в котором почти каждый день бывают гости. А кто бывал на Кавказе, знает, что такое кавказский стол┘
"Жена президента - звучит слишком громко, - с улыбкой говорит Виолетта Таубиевна. - И признаться честно, в ранг "президентши" я как-то не вписываюсь. У меня нет охраны, своих портных и косметологов. Вы можете меня встретить с сумками на рынке, покупающей мясо и зелень. Бегающей по инстанциям для решения бесконечных проблем, связанных с санаторием. Уставшей после бессонной ночи, проведенной с больной внучкой. Одним словом, я ничем не отличаюсь от большинства женщин, которые разрываются между работой и домом".
Виолетта Таубиевна ставит на стол большую тарелку хычинов с сыром. "Это мое коронное блюдо, - говорит она. - Знаете, как тесто на хычины надо замесить и раскатать?" (Я не смогла признаться, что когда-то, после очередной командировки в одну из кавказских республик, пыталась приготовить хычины, но при всем моем старании вместо хычинов получились пирожки.) Затем хозяйка принесла другое, тоже национальное блюдо - джедлибже, что в переводе на русский - курица в сметане. (Мне, человеку, не искушенному в кулинарии, не удалось даже запомнить, из каких приправ приготовлен соус к этому блюду). А еще были пельмени...
- Виолетта Таубиевна,- спрашиваю ее, - как вам удалось приготовить столько блюд за один раз? И все так вкусно! К тому же, наверное, сегодня в вашем доме будут еще гости?
- Муж приглашает своих гостей не в ресторан, а домой, - отвечает она с гордой улыбкой. - А у президента республики, как понимаете, всегда много гостей. И я довольна, когда люди приходят в наш дом. К тому же домашняя еда куда лучше и разнообразней ресторанной. Здесь стол можно украсить всевозможными соленьями, капустой с лучком, любимыми пирожками с картошкой, неизменными пельменями┘ Согласитесь, что человеку, часто бывающему в командировках, хочется именно домашней еды.
За столом наш разговор как-то незаметно перешел к работе. Откровенничая, Виолетта Таубиевна рассказала, что на днях она видела в магазине красивые детские куртки.
- Вот бы моим детям такие пуховики! Уж они бы порадовались.
- Так купите, - посоветовала я ей.
- Не могу, много денег надо. Хорошо, если бы спонсоры нашлись.
- Неужели куртки настолько дороги?
- Но мне же надо не одну и не две. В санатории-то около ста ребятишек возрастом от 7 до 15 лет. Почти все они из многодетных и малообеспеченных семей. Так хочется их порадовать.
К слову сказать, добрая половина кавказских женщин вообще не работает. Традиции предполагают, что забота женщины - семья, дом. Тем более не работают жены мало-мальски обеспеченных кавказцев. А тут - жена президента. В памяти всплывают еще несколько жен руководителей национальных республик, проводящих свое время не только у домашнего очага. Но, как правило, это руководство каким-нибудь благотворительным фондом, Союзом женщин, например, или Опекунским советом. Все это, бесспорно, необходимые, богоугодные и полезные занятия, но не работа в ее традиционном, "земном" понимании - с режимом работы, каждодневной суетой, будничной рутиной, усталостью после трудового дня...
Санаторий, в котором трудится Виолетта Кокова, - первый в республике туберкулезный санаторий. Здание послевоенной постройки, которое надо постоянно латать и ремонтировать. На первом этаже, прямо у входа, - кабинет заведующей: всего несколько квадратных метров. Стандартную обстановку дополняет картина на стене (видимо, подарок местного художника), скромный ковер на полу, букетик цветов в изящной вазе.
По профессии Виолетта Таубиевна - детский врач. У нее двадцатилетний стаж работы в санатории, не считая трудовых будней в других больницах Кабардино-Балкарии. "Вместе с ней мы работали в селе Старый Лескен, - говорит врач Елена Срукова. - Кокову в первую очередь уважали потому, что она не только первоклассный специалист, но и человек, для которого чужая беда, помощь человеку и есть ее работа".
Детский туберкулезный санаторий... Согласитесь, жена президента могла бы найти место поспокойнее, да и посолиднее. Для Коковой - это не просто какое-то медучреждение. Здесь всю свою жизнь проработала медсестрой ее мама Екатерина Сергеевна. Около сорока лет работает преподавателем ее родная сестра Инна Дадова. Она хорошо помнит, как первый раз пришла сюда маленькой девчонкой. Холл санатория тогда показался огромным, а лестница, что ведет на второй этаж, - торжественной и парадной. Но вскоре первые радужные впечатления уступили место другим, когда она увидела, как по этой же лестнице ее мама носит, именно носит, больных детишек: в санатории находились на лечении только "лежачие" больные.
Сегодня с Виолеттой Таубиевной работают и те, кто когда-то был рядом с ее мамой: Клавдия Шевченко, Любовь Ошнокова, Лидия Гончарова, Лариса Напушева и другие. Они для нее стали родными людьми, вместе прожили не один десяток лет. Говорят, Кокова очень похожа на свою маму.
Врач Любовь Ошнокова 36 лет назад пришла работать сюда молодым специалистом. "В то время, - вспоминает она, - в нашем санатории были только тяжелобольные - и взрослые, и дети. Здесь проводились сложнейшие операции, часто приезжали профессора из Ленинграда, куда и мы нередко отправляли своих пациентов на операцию. Но и тогда, как, кстати, и сейчас, главным вопросом оставалось питание больных - все-таки туберкулез. Екатерина Сергеевна, а она была диетсестрой, переживала больше всех: присутствовала на всех завтраках, обедах и ужинах, постоянно приносила из дома еду. Сама она очень любила и умела хорошо готовить, угощала и больных, и нас, своих коллег".
"Сегодня наша медицина, - продолжает Ошнокова, - это сплошная нищета, и тех крох, которые выделяются на ее нужды, конечно же, не хватает. А ведь у нас именно та категория больных, которым нужны не только дорогие медикаменты, но и высококачественное питание. На мой взгляд, содержать сегодня "туберкулезную" койку, пожалуй, труднее, чем какую-либо другую. И несмотря на массу сложностей, все последние 30-40 лет у нас сохраняется костяк коллектива. Согласитесь, была бы Кокова посредственным руководителем, разве такое было бы возможно?"
"Обычно срок лечения в санатории - три месяца, - делится с нами Виолетта Таубиевна. - Но мы не всегда выдерживаем эти сроки. Да и можно ли отпустить домой ребенка, зная, что у его отца, извините, кровохарканье, и он еще не закончил курс лечения? Какие здесь могут быть инструкции? И хорошо, что нас понимают в этом вопросе вышестоящие инстанции".
Кокова убеждена, что трудных подростков не бывает, просто иногда взрослые не могут найти с ними общий язык. "У нас в санатории, - рассказывает Виолетта Таубиевна, - есть негласное правило: если мы заметили, что кто-то из сотрудников санатория грубо обращается с ребенком, то ему здесь уже не работать. Может, это жестоко, но зато справедливо по отношению к детям".
Конечно, не все дети с первого дня уютно чувствуют себя в санатории. А тем более те, кто вообще впервые в своей жизни выехал за пределы родного селения. Им нужно время, чтобы обжиться, привыкнуть, поэтому санаторий выглядит не как лечебное учреждение, а как уютный дом.
Уже в холле ребенка встречают метровые мягкие игрушки - целый "зоопарк". И это не выставочный вариант. Обезьяне можно пожать лапу, погладить собачку или потрепать за ухо зайца. Эти игрушки выбирала и покупала сама Виолетта Таубиевна. В санатории нередко устраиваются "сладкие" дни. Каждый подросток получает в подарок конфеты, печенье или другие сладости, причем целую коробку. Наверное, поэтому дети прозвали Виолетту Таубиевну "сладкой мамой". "Да, насколько это позволяет, стараемся баловать наших детей, - говорит она. - Для них это настоящий праздник. Ведь дома далеко не каждый может получить такой "сладкий" подарок. И я рада, что в нашей Кабардино-Балкарии есть спонсоры, которые не жалеют средств, чтобы доставить больным детям радость".
В республиканском Союзе женщин, который был создан пять лет назад, Виолетта Кокова возглавляет комиссию по охране здоровья женщин, материнства и детства. По словам председателя Союза Раисы Шоровой, они не ошиблись в выборе кандидатуры. Кому как не врачу Коковой знать эти проблемы. В комиссии большинство вопросов связано с больными детьми. Бывают случаи, что ребенку срочно требуется операция, которую могут сделать только в Москве. Например, как это было с мальчиком из Майского района республики, получившим сильнейшие ожоги - до 80%.
"Обеспеченные люди, как правило, к нам не обращаются, - говорит Раиса Шорова. - Виолетта Таубиевна помогла семье, в которой серьезно заболела мама, воспитывающая одна двух дочерей-школьниц. Ей срочно требовалась операция. И даже после успешной операции она не оставила эту семью без внимания. Приходится заниматься и не совсем свойственными врачу делами - выбивать больницам медикаменты, дорогостоящую аппаратуру. И в том, что сегодня у нас в республике детям, больным сахарным диабетом, выдаются глюкозометры, а страдающим глухотой - слуховые аппараты, ее заслуга".
По словам Раисы Шоровой, им часто с В иолеттой Коковой приходится бывать в районах, встречаться там с женщинами, проводить праздники: День матери, День семьи┘ "И каково же бывает их удивление, - говорит Раиса Шорова, - когда они узнают, что это жена президента нашей республики. К сожалению, у нас на Кавказе не принято говорить вслух о женах больших руководителей. Видите ли, менталитет не позволяет. А зря: Виолетта Таубиевна хорошо дополняет Валерия Мухамедовича. Считаем, что нашему президенту очень повезло с женой. Они очень подходят друг другу. Когда я бываю у них дома, даже в выходной день, Виолетта Таубиевна всегда в работе - готовит, стирает, убирает┘ И невольно думаю: какой сильной надо быть, чтобы вот так, без отдыха, работать изо дня в день".
- Я люблю семейные вечера, - говорит Виолетта Таубиевна. - Когда муж приходит с работы, я кормлю его ужином, и мы можем спокойно посидеть и поговорить. Говорим о детях, внуках и, конечно же, о работе.
- А советуется ли с вами по своим президентским делам Валерий Мухамедович?
- А вы как думаете? Когда он приходит после своих воскресных приемов (по воскресеньям Валерий Коков ведет прием граждан. - М.Б.), а к нему в этот день может попасть любой житель республики со своими проблемами, мы с ним подчас сидим допоздна и раскладываем "по полочкам" эти проблемы. Наш дом - как лукошко, в которое стекается боль всей республики. И почему я должна быть в стороне от проблем, которые беспокоят моего мужа? Ведь с ним я прожила более 30 лет.
Нальчик