Видеть в различных религиях ступени приближения к Единой Истине умеют немногие. Возникают споры о сотрудничестве последователей разных религий, об экуменизме. "Средство предотвращения конфликтов цивилизаций, способ избежать новых религиозных войн - насущная потребность современности", - так говорят об экуменизме одни. "Непозволительная терпимость, ересь ХХ века", - так говорят об экуменизме другие. Еще при Николае II русское православие стало одним из родоначальников движения, позже названного экуменизмом, а споры идут и сегодня.
Многие понимают экуменизм как желание соединить всех в одной Церкви. Но Единая Церковь Христова отвечает заповедям Христа, а "единая Церковь" всех религий - бессмыслица. Поэтому надо различать экуменизм христианский и экуменические отношения христиан с нехристианами. Если понимать экуменизм христианский как поиск путей преодоления церковных расколов и как исполнение заповеди братской любви, то такой экуменизм - благочестив и просто обязателен для христиан. Если экуменические отношения христиан с нехристианами есть попытка лучше понять друг друга и друг другу помочь, то это можно одобрить. Но некоторым кажется, что с инаковерующими совместных дел вести невозможно. Отсюда страх перед экуменизмом, который кое-кто раздувает искусственно, добиваясь политических целей.
Многие святые одновременно почитаются в разных религиозных традициях. Пример таких "экуменических" святых показывает, что одни и те же духовные истины могут быть открыты людям разной веры. (Впрочем, одну и ту же истину разные религии могут описывать и по-разному.)
Россия 6 мая отмечает память "экуменического" святого - великомученика Георгия Победоносца, почитаемого православными, католиками и мусульманами. Русские называли его Егорий и Юрий, немцы - Иорге, французы - Жорж, арабы - Джердис, осетины - Уастырджи. В начале III века воин Георгий, не желая участвовать в гонениях на христиан, сложил с себя воинское звание и мужественно принял смерть за Христа. Сказание о победе Георгия над драконом - символ победы добра над злом. Изображение святого стало гербом Москвы.
В Православной Церкви 6 мая читается рассказ об исцелении Христом расслабленного - парализованного больного (Ин. 5, 1-15). Подобно параличу, заблуждение и грех сковывают всех людей. Даже святым случалось заблуждаться и грешить. Лишь с помощью Христа этот недуг можно победить. У православных России 8 мая - память апостола и евангелиста Марка. Евангелие означает "Радостная весть". Радость встречи с Богом и радость братской любви суть подлинного христианства.
В иудаизме день 7 мая - Песах Шени (во времена Храма это был день пасхального ритуала для тех, кто не мог совершить Пасху вовремя). В четверг, 9 мая, российские верующие разных традиций будут молиться о мире и жертвах войны.