Прелесть любого путешествия заключается в разнообразии бытовых впечатлений. И, наверное, одно из самых занимательных заграничных развлечений - это посещение знаменитых "блошиных рынков" и "развалов", то есть всех тех непритязательных мест, где в трогательной простоте и наивной откровенности предстает перед нами мир чужих старинных вещей.
Прославленные столицы мира не отказывают себе в удовольствии иметь подобную торговую точку в черте города, где за небольшие деньги можно найти любую оригинальную безделицу, аналог которой много лет назад скрашивал детские горести, вызывал романтический интерес, собирательский азарт или неожиданно навевал ностальгические воспоминания. Иногда знатоку удается в этом калейдоскопе выловить настоящий раритет, но это обычно дело редкого случая или удачи. Хотя в кругу собирателей известно множество историй, когда известные частные коллекции начинались порой со случайно купленного на развале или у старьевщика предмета.
Но особую притягательность для начинающего любителя "старины" представляет зарубежный провинциальный рынок уличных распродаж. Именно здесь иногда появляется реальная возможность недорого приобрести редкий, но интересный экспонат в свой домашний музей.
Наверное, самым дешевым и захватывающим развлечением рядового американца и загостившегося в Новом Свете нашего соотечественника можно назвать гараж-сейлы - реализацию с рук лишнего домашнего скарба, которые случаются обычно в выходные дни. По традиции ко дню торгов, о чем заблаговременно оповещают объявлением на ближайшем фонарном столбе, в просторное помещение гаража (а он чаще всего примыкает к дому), выносят ненужные в хозяйстве вещи. Диапазон ассортимента бывает порой так велик, что иная распродажа напоминает временами прилавок деревенского сельмага, где есть все - от гвоздей до "Фордов". Для рядового американца гараж-сейл имеет еще и экономическую притягательность: продать за наличные без налогов и купить за гроши порой действительно нужную вещь, так как цены устанавливаются по договоренности с продавцом. Система комиссионной торговли и секонд-хенда хотя и существует, но не всегда бывает выгодна. Кому лень или некогда беспокоить себя подобным "домашним бизнесом", сдают все в местные комитеты Армии спасения и специализированные магазины для малообеспеченных или неимущих. Эти благотворительные акции оптовым поставщикам дают обычно право на налоговые скидки.
Наиболее интересны и перспективны на предмет приобретения старины гараж-сейлы в городах северо-восточных штатов - Новой Англии и в предместьях крупных университетских и промышленных мегаполисов. Вообще в США антиквариатом, учитывая особенности исторического развития страны, можно называть практически все. Причем изделия даже конца XIX века в массовом сознании идентифицируются и воспринимаются практически как седая античность.
Самое заманчивое - это попытать счастья на гараж-сейле в элитных пригородных районах крупных индустриальных городов застройки первой половины XX века, 1920-1940-х годов, которые, к сожалению, крайне редко балуют публику воскресной распродажей. В случае особой необходимости владельцы особняка чаще всего приглашают владельца местного антикварного магазина на дом, и он забирает все оптом. Но если выпадает удача найти объявление о распродаже в частной усадьбе, необходимо ехать - не только чтобы порыться в залежах старинной бижутерии, аксессуарах и костюмах, садовой мебели и латунного инвентаря, радиотехники, но и чтобы вживую насладиться осмотром очень своеобразного ансамбля частного классического американского дома.
Самостоятельно заехать на престижную элитную территорию без специального приглашения сложно. Это районы частного землевладения, и свободный проезд любознательных граждан корректен только в случае объявленного дня распродаж. И хотя продают там крайне редко и неохотно, известны случаи, когда популярные киноактеры и музыканты используют этот прием для утилизации мусора или дополнительной бесплатной рекламы, устраивая гараж-сейл в своем калифорнийском или портлендском поместье, на котором поклонники и фанаты раскупают все до последней бумажки.
Наиболее познавательна поездка по Новой Англии (восточное побережье США), где на протяжении XIX и начала XX веков велось интенсивное частное жилое строительство и где степень оседлости населения достаточно высока. Только в таких консервативных по образу жизни штатах возможна долгая жизнь вещи. Чем чаще в поисках более выгодной работы переезжает семья, тем меньше она обременена предметами из прошлой жизни. Перевозка нерентабельна. Везут с собой только очень нужный и очень дорогой скарб. Все остальное стараются раздать соседям, друзьям или продать.
Большое количество прекрасных по дизайну и сохранности предметов мебели методом уличной распродажи наподобие гараж-сейла реализуют клубы по интересам, а иногда и религиозные общины. Учитывая, что мебель и инвентарь они приобретают на членские взносы или получают в виде даров или по завещаниям на протяжении всей истории своего существования, то практически не списывают и не портят их.
Так, при ликвидации городского шахматного клуба города Фрипорт штата Мен на торги были выставлены темно-красные грушевые складные стулья с красной сафьяновой обивкой образца 1928-1932 годов, о чем свидетельствовала медная пластина с торговой маркой мебельной мастерской, номером патента конструкции и датой выпуска. Прелесть стульев заключалась в их эргономичности, четкости стилевых решений и особенности инженерного решения оригинальной трансформации. В сложенном виде они были чрезвычайно компактны и позволяли хранить их как в подвешенном виде стопкой, так и в штабеле, представляя собой прекрасный образец мебельного дизайна эпохи конструктивизма. А по коллекции шахмат, собранной почти за 100 лет, можно было при желании изучать историю шахматной пластики, резьбы по кости и дереву, инкрустации, что сразу было оценено владельцем одной частной чикагской галереи. Такую же блестящую возможность предоставляют профессиональные клубы: моряков, железнодорожников и т.д.
Особая тема для коллекционирования - страницы первых географических атласов, гербариев или зооэнциклопедий, акварельные рисунки флоры и фауны континента. Подобный материал часто оказывается в хозяйстве престарелых жителей штата, которые считаются местными старожилами.
Также широкие возможности предоставляет на гараж-сейлах выбор металлической посуды: классического накладного серебра, гальваносеребрения, гальванопластики и медной выколотки. Это связано прежде всего с тем, что производство серебряной и металлической посуды "апплике" было поставлено в центральных штатах Америки на широкую ногу практически с начала XIX века. Особого успеха и распространения достигла посуда с серебряным покрытием во второй половине XIX - начале XX веков. К этому же времени относится и большой ассортимент гальванопластики - скульптуры, выполненной способом электролиза по методу Якоби.
Ассортимент изделий был очень велик и настолько корректно повторял практически все имеющиеся в арсенале посудных форм серебряные аналоги, что по американскому накладному и гальваническому серебру можно изучать историю стилей американского искусства. И что наиболее приятно, этого материала много и он с завидным постоянством появляется на городских и пригородных торгах.
Так же обстоит дело и с белой керамикой. Традиционная тонкостенная посуда из белой гончарной глины, украшенная тематическим рисунком, - продукт английского и европейского декоративного искусства. Американская керамическая промышленность в конце XIX - начале XX веков освоила выпуск аналогичных посудных форм и столовых сервизов с монохромной деколью - переводной картинкой с многофигурной композицией наподобие английской. Особый азарт собирательству этого круга предметов может придать тот факт, что на протяжении почти 100 лет фабрика каждый год выпускала серию изделий с оригинальным рисунком на определенную тему: охота, пасторали, история американской почты, история американских железных дорог, освоение Дикого Запада, Война за независимость, история музыки и так далее. Сюжеты композиций на предметах были разные, но объединялись по тематическому признаку и цвету. Так как фабрика старалась не повторять ни цветовую гамму монохромной деколи, ни сюжет, то датировка этих, коллекционных сегодня, находок (фабрика обанкротилась и закрылась еще в 1970-е годы) возможна только по сюжету и цветовой гамме.
Заслуживает интереса и еще одно американское промышленное пристрастие, нашедшее выход даже в производстве бытовых стеклянных предметов. Это любовь к автомобилям и автомобилестроению как абсолютной национальной сфере американского образа жизни и мышления, нашедшей отклик и в художественном творчестве.
Стекло - материал достаточно эстетский в художественной промышленности. Его чувственная пластичность временами подсказывает и форму предмета. Так, наиболее удачным оказалось в начале XX века решение образных и ассоциативных задач создания парфюмерной тары именно в дизайне и пластике художественного стекла, чему пример творчество великого Лалика. Но французская эстетика формы не могла выйти за жесткие рамки естественного первоисточника: цветы, листья, плоды и грациозные, женственные полунамеки сформировали особый тип французского стеклянного флакона, за исключением геометрического эпатажа торговой марки Шанель. В туманном Альбионе, например, культовая для англичанина тема конных состязаний и охоты провоцировала местных производителей стеклотары на создание анималистических образов, таких, как лошади и собаки в оформлении стеклянных аксессуаров для любителей этих видов спорта.
В Америке самым замечательным памятником автомобилю стали флаконы для мужского одеколона в форме "Форда". Причем в первые десятилетия машины каждый год выполнялись из стекла разного цвета и по мере изменения модели меняли и свои очертания. Так что ранняя история фордостроения предстает перед нами в своем живом стеклянном воплощении. А так как этот ассортимент парфюмерных изделий был достаточно массовым, то шанс начать и одновременно пополнить свою коллекцию этими предметами именно на гараж-сейле представляется достаточно заманчивым.
Но надо заметить, что любителям отовариваться на гараж-сейлах большую конкуренцию составляют владельцы частных галерей и магазинов старинных вещей и антикварных лавок. Причем многие из них не специализируются на определенных временных рамках или тематических ассортиментах и в основной своей массе скупают практически все, что более или менее обладает стилевыми характеристиками.
Особая тема в культуре американского частного собирательства и коллекционирования памятников художественной и материальной культуры - это костюм. Многие салоны и частные коллекционеры с упоением специализируются на определенной группе предметов, например, моде 1920-1950-х, 1960-1980-х годов, одежде, обуви и аксессуарах начала века, театральных и кинематографических реквизитах времени своих любимых актеров или своей молодости.
В таких коллекциях за доступные деньги можно подобрать себе шляпу, как у Хемпфри Богарта, туфли и платье времен Мэрилин Монро или позолоченную пудреницу 1950-х годов, как у Ширли Мак-Лейн в фильме "Квартира". И есть, конечно, совершенно культовые места, в которых существует жесткий приоритет рок-культуры, поп-культуры и диско. Тут главное не перепутать эти торговые точки с элитными галереями, торгующими подлинными вещами кумиров и звезд по соответствующим ценам.
Так что, уважаемый читатель, воскресный досуг вашего американского путешествия, если его цель - лучше узнать страну и получить массу бесплатных бытовых впечатлений, будет далеко не полным, если вы не обследуете еще одну сторону "сладкой заморской жизни" и не посетите гараж-сейл хотя бы на соседней улице. И удачной вам покупки!