CУДЬБА футбольного клуба "Динамо" (Тбилиси), ныне одна из печальных историй на общем фоне тягостного состояния грузинского футбола, имеет шанс в ближайшие месяцы и годы измениться в лучшую сторону. По предложению министра внутренних дел Грузии Кахи Таргамадзе и с согласия президента Эдуарда Шеварднадзе, эта команда после восьмилетних мытарств и безуспешных новаций вновь перешла под покровительство МВД, как это было на протяжении почти всех советских десятилетий.
Распоряжение президента обусловлено резким падением спортивного престижа ведущей грузинской команды, успехи которой на всесоюзной и международной арене некогда были общеизвестны. После того как в 1990 г. Федерация футбола Грузии вышла из состава Федерации футбола СССР, тбилисское "Динамо" при отсутствии сколько-нибудь реальных конкурентов ежегодно завоевывало в национальном чемпионате золотые медали, нередко обыгрывая соперников с крупным счетом. Все было известно заранее в этом малоинтересном спортивном споре горожан с сельчанами.
От команды, известной самобытным романтическим футболом и игроками экстра-класса, остались славное имя, славные традиции и не менее славные воспоминания. Со временем класс и рейтинг команды упали настолько, что на ее матчи перестали ходить даже искавшие элементарных развлечений беженцы и безработные. "Динамо" в последние годы потеряло не только чемпионское звание, но и неофициальный статус бесспорного лидера грузинского футбола. Этому предшествовал переход целой плеяды талантливых молодых мастеров 1990 годов в клубы России, Украины, Турции, Германии, Англии и других стран. Любители этой игры в Грузии по сей день вынуждены игнорировать матчи чемпионатов страны. А при пустых трибунах и мизерной зарплате совершенствовать игровой класс спортсменам непросто. Многие из игроков нашли себя за рубежом и остались довольны специалистами, обратившими на них внимание. Были довольны и покупатели, потому что за игроков подобного уровня, переманиваемых из благополучных европейских стран, им приходилось платить существенно больше, чем за динамовцев, которых, как и руководителей команды, вполне устраивали предлагаемые относительно скромные суммы.
Постепенно такая практика, причем бесконтрольная, укоренилась настолько, что стала источником легкого обогащения группы лиц в ущерб интересам футбола, бюджета команды и госбюджета. Картина имевших место злоупотреблений выглядит настолько внушительно, что эта тема стала предметом специального рассмотрения на заседании правительства. В докладе генерального прокурора приводились факты укрывательства от налогов впечатляющих сумм, вырученных от трансфертных сделок. По нынешним данным, речь идет о присвоении нескольких десятков миллионов долларов. Примечательно, что пять-шесть лет назад указом президента Грузии АО "Тбилисское "Динамо" от уплаты налогов с дополнительной стоимости было освобождено, как и Патриархия Грузии, Союз писателей, некоторые театры и ряд других учреждений. Интересно также, что почти все они, получив возможность работать в льготных условиях, использовали свободу от НДС для проворачивания различного рода сомнительных коммерческих сделок вплоть до завоза контрабандного горючего. Попытки независимых журналистов разоблачить, к примеру, Союз писателей вызвали общественный скандал и судебный процесс, продолжающийся поныне.
Что касается тбилисского "Динамо", то здесь дело ограничилось арестом президента клуба Мераба Ратиани и возбуждением уголовного дела по поводу получения и присвоения 400 тыс. долл. от владикавказской "Алании" после перехода туда Георгия Деметрадзе. Ратиани продержали в заключении около года, после чего, как бы ничего не доказав, освободили условно и передали его на поруки. Правоохранительные органы, разумеется, отдавали себе отчет в том, что Ратиани - далеко не основная фигура в этой порочной игре, однако выйти на других лиц в процессе следствия им почему-то не удалось (или не захотелось). Нельзя исключить, что след главных виновников регулярных махинаций был и обнаружен, и доказан. Но нашлись заступники, которым удалось выгородить "родителей" грузинского футбола не без применения известных традиционных средств. По крайней мере, почти не нашлось юристов настолько же смелых, насколько и квалифицированных, которые задали бы логичный вопрос: если деньги исчезли, то каков был механизм их перевода на счета в швейцарские банки и кто этим занимался? Словом, докапываться, судя по всему, никто не стал.
Как считают опытные люди, более или менее конкретные показания мог бы дать президент Федерации футбола Грузии Мераб Жордания - зять бывшего главы спортивного департамента Кахи Асатиани. Последний недавно добровольно ушел в отставку, хотя по показателям, достигнутыми грузинскими спортсменами на Олимпийских играх в Сиднее (шесть бронзовых медалей), его уход выглядел нелогичным. Однако Асатиани решил уйти вовремя, особенно не рассчитывая на финансовую помощь спорту со стороны скрупулезно считающих каждую копейку составителей государственного бюджета. Что касается Жордания, то на выборах главы футбольной федерации несколько лет назад ему удалось потеснить ряд авторитетных конкурентов, в числе которых были бывший партийный функционер, причем довольно опытный в организационных делах, и весьма популярный в прошлом футболист, игравший в одном составе с Михаилом Месхи и Славой Метревели, человек основательно поднаторевший впоследствии на хозяйственном поприще. Не могло не обратить на себя внимание и то обстоятельство, что многие представители блестящей плеяды динамовцев 1970-1980 гг., которые привезли в Тбилиси Кубок европейских кубков в 1981 г., не стали выдвигать свои кандидатуры на этот пост, предпочитая искать удачу в тренерской деятельности. Симптомы клановости, по всей вероятности, появились и здесь, в тепличных условиях повальной безответственности.
Словом, именно последние годы отличались резким падением популярности футбола в стране, где эта замечательная игра всегда считалась частью образа жизни и многим позволяла забывать о личных проблемах.
Сегодня, если верить утверждениям министра внутренних дел, взявшего на себя ответственность за возрождение и грядущие успехи тбилисского "Динамо", правоохранительные органы со всей решительностью намерены довести до конца расследование по бессмысленно и бесцельно растраченным трансфертным суммам. Заново возбуждено несколько уголовных дел, хотя пока нет гарантий, что в случае успеха правоохранителей колоссальные для современной Грузии суммы удастся изъять со счетов в швейцарских банках и перевести в Тбилиси для пополнения государственного бюджета.
Между тем эти деньги нужны самой команде, как капельница больному, находящемуся при смерти. У тбилисского "Динамо" остаются немалые долги, которые требуют срочного погашения, иначе молодая поросль динамовцев, рвущаяся в бой, рискует лишиться возможности участия в чемпионате Грузии. Европейская федерация футбола вправе принять такое решение, а местная федерация игнорировать подобную санкцию никак не может. Именно для того, чтобы отогнать мафию подальше от команды и прекратить пир хищников, власти решили доверить тбилисское "Динамо" Министерству внутренних дел. Заодно первым заместителем председателя спортобщества "Динамо" назначен начальник штаба МВД Грузии. Непосредственных руководителей команды материально поддерживают люди, способные изыскивать дополнительные источники финансирования.
На днях новые хозяева команды во главе с министром побывали на ее учебно-тренировочной базе и заявили, что их воображение потрясено окончательно: там нет ни электричества, ни воды, ни газа. Таргамадзе, однако, публично пообещал, что в самом скором времени команда не будет нуждаться ни в чем. Заодно следователи прокуратуры заняты выяснением судьбы тех 10 млн. долл., которые тбилисское "Динамо", по логике вещей, должно было получить от последних трансфертных сделок, в частности с участием защитника Кахи Каладзе, который из киевского "Динамо" перешел в итальянский "Милан". За этот переход, как свидетельствуют тбилисские эксперты, киевский клуб получил 15 млн. долл., половина из которых причиталась тбилисскому "Динамо". Но этих денег, по словам Таргамадзе, нигде не видно. За трансферт Георгия Деметрадзе, купленного киевским "Динамо" у владикавказской "Алании", было выручено около 5 млн. долл., если не больше. Однако обусловленная часть этих денег (также половина всей суммы) до сих пор в адрес тбилисского "Динамо" не поступила. Таргамадзе заявляет, что "хищникам не удастся избежать капканов правосудия". Министр уверен, что все тайное станет явным, и подчеркивает крайне негативную роль криминалитета в судьбе тбилисского "Динамо" и грузинского футбола в целом. Проблема, однако, и в том, что в экономически отсталой и дезорганизованной стране не один год можно было хватать все, что попадается под руку. Его величество доллар заставил многих забыть не только о чести и совести, но даже о национальных интересах.
Что касается местных любителей футбола, то они по-настоящему начнут ходить на матчи скорее всего тогда, когда грузинская команда будет участвовать в европейских розыгрышах. Вопрос лишь в том, когда это случится.
А тем временем клубный футбол зримо прогрессирует почти на всех континентах, стимулируемый энергичными финансовыми вливаниями. Перед МВД Грузии стоит тяжелая задача: помочь своей команде подойти к общеевропейскому уровню, хотя возможностей для коммерциализации не видно. В мае же нынешнего года исполнится 20 лет с того дня, как тбилисское "Динамо" завоевало Кубок обладателей кубков европейских стран. Сравнение не в пользу нынешних времен. А состояние футбола воспринимается широкой публикой как зеркало сегодняшней жизни. Поэтому перед юбилеем и принимаются "серьезные меры".
Тбилиси