Посольство Канады открыло в Москве ретроспективный показ фильмов классика канадской анимации, многократного лауреата премии "Оскар" Фредерика Бака. В апреле ему стукнет 77 лет, и поэтому неудивительно, что он не нашел сил приехать в Москву. Тридцать лет назад Бак уволился из Школы изящных искусств в Монреале, где преподавал живопись, и перешел в отдел анимации Радио-Канада. Помимо своей основной работы он создавал витражи и даже занимался исследованиями в области росписи по стеклу. Но всемирную славу Баку все-таки принесли мультфильмы.
В рамках показа было представлено 5 мультиков: "Человек, который сажал деревья", "Могучая река", "Бах!", "Сотворение птиц", "Таратата".
В 1987 году мир увидел "Человека, который сажал деревья", а через год Бак получил за него "Оскара". Это рассказ об одиноком человеке, который преодолел отчаяние. Посудите сами, на протяжении 40 лет в безлюдной степи человек сажал деревья. Он так долго был один, что в конце концов разучился разговаривать. Страну сотрясали войны, но он даже не знал о них. Во всей красе Бак показал миру триумф труда. Правда, его герой, который построил на мертвой земле город-сад, умер в приюте для одиноких стариков. Да, видимо, когда Бак создавал этот мультфильм, он помнил, что настоящий мужчина должен посадить дерево. И не одно. В общем, мультик со смыслом.
"Могучая река" (1993 г.), так же как и "Человек, который сажал деревья", принесла Баку "Оскара". Незамысловатый рассказ о том, как французы захватили землю, издревле принадлежащую индейцам. Во всех подробностях Бак показывает, как колонизаторы построили Квебек и как со временем он превратился в крупный порт. Не обошлось без жертв. Европейцы убили всех животных и отравили реку. По слухам, активистам "Гринпис" и индейцам этот мультик очень понравился. "Могучая река" - история о том, как люди надругались над природой и были за это жестоко наказаны.
Любители фольклора по достоинству оценили мультфильм "Бах!" (1981 год), ведь в нем звучат известные квебекские и французские песни. В 1982 году Бак получил за него "Оскара". Здесь автор уже не ставит проблему человек - природа, и мультик не осложнен подтекстом. Главный герой рубит дерево и делает из него кресло - и так на протяжении всего мультфильма до тех пор, пока герой не умирает, а кресло не отдают в музей. Когда уходит последний посетитель и музей закрывают, кресло вспоминает старые добрые времена. Бак явно ностальгирует.
Что касается "Сотворения птиц" (1977 год), то это баковское видение сотворения мира, основанное на индейских легендах. Осень в виде волка, зима в виде белого медведя, а верховный бог - это большой индеец, который лежит на облаке и задумчиво курит трубку. По просьбе маленькой девочки он превратил опавшие листья в птиц. Круглый год они кружились над поселением индейцев и радовали малышей.
"Таратата" (1997 год) из индейского рая возвращает зрителей в шумный город как раз в тот момент, когда жители отмечают очередной праздник. Всем весело, люди кричат и машут флажками. И только маленькому мальчику с собакой нет до этого никакого дела. Он сидит на тротуаре с закрытыми глазами и представляет, что на месте грохочущего города раскинулся сад. По воле одного ребенка из шума родилась музыка. Но его окружили люди, и волшебство исчезло. Город проглотил ребенка.
Складывается такое впечатление, что Бак делал мультики для взрослых, потому что осознание тех глобальных проблем, которых он коснулся, приходит лет этак после тридцати.