ИЗВЕСТЕН церковный анекдот о женщине, которая так допекала священника расспросами о том, что можно и чего нельзя во время поста, что наконец батюшка не выдержал и сказал: "Человеков постом нельзя есть, человеков!" У российских христиан, православных и католиков, идет Великий пост (у российских христиан-протестантов традиции поста несколько иные). Великий пост - не самое подходящее время для анекдотов, но весьма уместное для того, чтобы вспомнить: христианин не должен портить жизнь ближним, не должен "есть человеков". Разумеется, если ближние требуют полного отречения от веры, христианин уступать не вправе. Но Церковь предостерегает от неумеренного постнического рвения, когда пост становится источником ссор, споров и осуждения: "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест" (Рим. 14, 3). Звучат предостережения и от излишне строгого воздержания в пище - пост полезен, если помогает победить в своей душе страсти (т.е. восстания стихии зла), но пост не должен обернуться телесными немощами: "Святые Отцы научили нас быть страстоубийцами, а не телоубийцами", - писал святой Исаак Сирин. В некоторых семьях источником искушений может стать супружеское воздержание во время поста, поэтому оно благословляется Церковью лишь при условии взаимного согласия на то супругов: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте" (1 Кор. 7, 5). О попытках добиваться из-за постнических разногласий развода с неверующими и помышлять не должно: "Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его" (1 Кор. 7, 12-13). К сожалению, некоторые священники-"младостарцы" самочинно "исправляют" правила Церкви в направлении неоправданной суровости: требуют непосильного поста от детей и престарелых, вмешиваются в вопросы супружеской жизни┘ О недопустимости "младостарчества" не раз говорил Патриарх Алексий II.
Православные России вспоминают 11 марта святителя Григория Паламу и его учение о божественных энергиях. Индусские мистики и европейские пантеисты смешивали Благого Бога и полный зла мир. Тогда Бог начинал казаться безличной стихией, безразличной к добру и злу. Философы-дуалисты излишне разделяли Бога и Творение. Тогда получалось, что мир живет без Бога. Христианство, ислам, иудаизм открывали Бога как Личность, иноприродную всему остальному миру и в то же время действующую на мир. Учение о божественных энергиях помогло осмыслить это Божие воздействие на мироздание.
Вечером 16 - утром 17 марта в Русской Православной Церкви - второе великопостное поминовение усопших. Тысячи людей соберутся в храмах, отдавая долг любви покинувшим земную жизнь.