СРЕДНИЕ века и во время Реформации человеческий грех породил болезненные разделения между христианами. Кто-то полагает эти разделения чисто земными, кто-то думает, что они затрагивают неземное. В ХХ веке верующие немало сделали, чтобы старые разделения не оборачивались чудовищным грехом межхристианской вражды (например, отменены взаимные анафемы между православными и католиками). Христос дал своим последователям пример молитвы о единстве (Ин. 17, 11), и век XXI начинается знамением духовного единства христиан: в 2001 году православные, живущие по календарю старого стиля, а также католики, православные, живущие по календарю нового стиля, и протестанты - т.е. почти все христиане - отмечают Пасху 15 апреля.
Но что рождает недобрые разделения и вражду? Стремление считать себя правым, нежелание понять другого, отказ от прощения. Выход - прощать и просить прощения. Об этом напоминает православным христианам день прощения 25 февраля - Прощеное вокресенье (на этот же день приходится тезоименитство Патриарха Алексия II). Сам Христос предупреждал: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15). Большевики учили наш народ не прощать. Нет ли в этом одной из причин бед, свалившихся на Россию? По обычаю в день Прощеного воскресенья священники просят прощения у прихожан, прихожане - у священников. В христианских семьях старшие первыми просят прощения у младших.
Одновременное празднование Пасхи обусловливает в этом году почти одновременное вступление православных и католиков России в Великий пост. Пост тесно связан с покаянием. Покаяться - значит осознать свою ошибку, свой грех и желать от всей души, чтобы он не повторился. О древнем обычае в знак покаяния посыпать голову пеплом напоминает Пепельная среда - начало Великого поста у католиков западного обряда (28 февраля). В Русской Православной Церкви начало поста - 26 февраля, а с понедельника по четверг в православных храмах читают Великий покаянный канон святого Андрея Критского, призванный возбудить покаянное чувство.
Смысл христианского поста - укрепить власть духа над телом и отложить, хотя бы на время, все, что мешает добрым делам, молитве и борьбе с грехом. Бывает духовный пост, не связанный с пищевыми ограничениями. Но обычно духовный пост дополняют отказом от определенных видов пищи. Средневековые уставные правила поста, принятые у православных, предназначены для здоровых монахов на время их пребывания в монастыре. Понятно, что большинство верующих эти правила выполняют не полностью - ведь мирянам даже Домострой предлагал поститься не так строго. У католиков действуют более мягкие правила поста, учитывающие особенности нынешней жизни.