Немало людей считают, что всех, кто недолжным образом веровал в Бога и вовсе не веровал, обязательно ждет ад, но┘ в Евангелии говорится иное. В воскресенье, 18 февраля, в православных храмах России будет читаться евангельский рассказ о Страшном суде (Мф. 25, 31-46). Евангелие предупреждает нас, что оправдание либо осуждение на суде определяется нашим отношением к другим людям: все, что мы делаем людям, мы делаем Христу. Накормить голодного, дать воды жаждущему, приютить бездомного, навестить больного или заключенного - значит сделать доброе Христу. Оставить человека без помощи или оскорбить его - значит оскорбить Христа.
Евангелие не говорит, что нас спросят на Страшном суде, в какую Церковь мы ходили (и ходили ли вообще) и какие обряды соблюдали. Но тогда зачем нужны Церковь и обряды? Церковь призвана помочь людям "облечься во Христа", преодолеть все злое и разрушительное в душе, научиться добру, милосердию, человечности. Тот, кто не использует возможности стать лучше, добрее, отзывчивее, зря переступает порог храма. Есть, конечно, недобрые и фанатичные верующие (включая некоторых священников и монахов), но не с них надо брать пример.
Церковные правила и обряды, если их соблюдать разумно, помогают человеку упорядочить жизнь и следовать за Христом. Но┘ "спасение не в обрядах, а во Христе". Евангельский рассказ дает ясно понять: если мы думаем, что обряды важнее всего на свете, если воображаем, что ради соблюдения обрядов позволительно отступать от любви к людям, - Суд Божий может оказаться для нас поистине Страшным судом.
В субботу, 17 февраля, Русская Православная Церковь совершает Вселенское поминовение усопших (Вселенская родительская суббота). Библейская религиозная традиция в разные эпохи по-разному относилась к молитве об оставивших земную жизнь. В начале ветхозаветного периода заупокойная молитва практически отсутствовала. В эпоху маккавейских войн она стала нормальным явлением. С первого века христианства до Реформации молитва за усопших была важной частью служения Церкви. Возникшие при этом злоупотребления привели в период Реформации к отказу от заупокойной молитвы в ряде протестантских традиций. В наши дни молитва за усопших все чаще встречается не только у православных и католиков, но и у протестантов. Как напоминал Христос, у Бога все живы (Лк. 20, 38), и следовательно, заупокойная молитва, верная заповеди Христовой любви, соединяет в Боге всех людей: тех, кто живет на земле сегодня, и тех, кто жил на ней раньше.
С 18 февраля начинается Масленица. В языческой Руси этот праздник проводов зимы сопровождался человеческими жертвоприношениями. Обуздывая языческий разгул, Церковь сделала Масленицу переходом к Великому посту - временем, когда строгого поста еще нет, но уже рекомендуется воздерживаться от мясной пищи.