О МНОГОМ заставляет задуматься евангельский рассказ о блудном сыне (Лк. 15, 11-32). Самонадеянному сыну кажется, что Отец мешает ему жить. Юноше не нужен Отец - сын ищет лишь материальных благ, которыми мечтает распоряжаться в свое удовольствие. При живом Отце юноша требует свою долю наследства и права уйти куда угодно. Отец не ущемляет свободу сына и мирно отпускает его. Сначала новая жизнь кажется юноше легкой и радостной. Но идет время, наследство растрачено с блудницами, голод и нужда вынуждают юношу наняться батраком к жестокому хозяину. Тот возлагает на молодого человека тяжелую и унизительную работу, содержит батрака впроголодь, даже не разрешает ему питаться свиным кормом. Придя в себя, юноша решает вернуться к Отцу. Понимая, что он потерял право называться сыном, юноша готов быть наемным слугой Отца. Но недостойный сын остается сыном. Оказывается, Отец все время ждал его и готов принять в свои объятия.
Этот рассказ - притча, где неразумный сын оказывается символом человечества, а любящий Отец - образом Бога. Бог дает людям свободу, злоупотребляя которой можно уйти от Отца. Поначалу такой уход некоторых радует. Но постепенно ушедшая от Бога душа нищает и обнаруживает себя во власти жестокого хозяина - князя мира сего. Тот возлагает на батраков тяжкий и унизительный труд, но не дает им насыщения... Что потом? Для кого-то, возможно, гибель. Для других, как для блудного сына, - покаяние (т.е. осознание своей ошибки) и радость возвращения в дом Отца.
В притче есть и другая тема - старший сын, который не уходил от Отца. Старший считает несправедливым радостно приветствовать возвращение младшего. Это образ жестокого, искаженного грехом понимания справедливости, которое так свойственно людям. Пример старшего сына возвращается нас к евангельскому предостережению, которое звучало неделю назад в рассказе о мытаре и фарисее: праведник не должен унижать грешника. Да и кто, не впадая в безумие, может назвать себя cовсем безгрешным?
Рассказ о блудном сыне и его брате Русская Православная Церковь читает за богослужением 11 февраля. В тот же день она отмечает память новомучеников и исповедников Российских, пострадавших от большевиков, а 12 февраля - вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. В среду, 14 февраля, у католиков европейской части России - чествование святых Кирилла и Мефодия. В четверг, 15 февраля, многие православные церкви (за исключением живущих по календарю нового стиля) отмечают праздник Сретения (Встречи) Господа. Это встреча Ветхого и Нового Заветов: ветхозаветные праведники - старец Симеон и пророчица Анна - встречают принесенного в храм младенца Христа. С событиями праздника связано известное церковное песнопение, именующее Христа "Славой народа Израиля".