Введенные во времена Петра I прописка и паспорт стали основным признаком укрепления абсолютной власти монарха, утверждения в стране жесткого режима надзора за подданными. Во времена расцвета Российской империи и позже, во времена социалистического периода нашей государственности, этот механизм был усовершенствован, стал эффективным средством наблюдения за неблагонадежными гражданами, а вместе с тем - и всеми остальными.
Европа еще в начале XIX века осознала, что паспортная система - тормоз развития государства, в первую очередь экономического процветания страны. В современных цивилизованных странах граждане просто не знают, что такое прописка или паспортная система. А удостоверением личности им служат любые документы. Паспорт же в его классическом понимании им необходим только при выезде за границу, как исключение.
ПРАВО, КОТОРОГО НЕТ
Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что каждый человек, законно находящийся на территории данного государства, имеет право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства.
В 1992 г. Россия тоже закрепила право свободного передвижения и выбора места жительства. Нынешняя Конституция РФ в ст. 27 утверждает право всех законно находящихся на территории России свободно передвигаться, выбирать место жительства и пребывания. Таким образом страна привела национальное законодательство в соответствие с международным.
Однако реально в России не только не было создано действенного механизма обеспечения этой нормы, а наоборот, постепенно вводилось положение, в корне своем возобновляющее существующую ранее систему прописки, правда, использующее другую фразеологию.
Федеральный закон РФ от 25 июня 1993 г. # 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" зафиксировал ограничения на действие соответствующей статьи Конституции РФ. Прежде всего это касается введения регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства. Постановление # 713 правительства РФ от 17 июля 1995 г., утвердившее правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за их исполнение, конкретизировало механизм реализации закона. По сути, была реанимирована советская прописка, только под другими названиями: "регистрация по месту жительства" при постоянном проживании, "регистрация по месту пребывания" - при временном.
Ограничительные механизмы "Правил" были усилены инструкцией, введенной приказом МВД # 393 от 23 октября 1995 г. Кроме того, с начала 90-х гг. во многих регионах России, особенно в Москве и Московской области, были приняты нормативные акты, фактически отменяющие право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства. На деле регистрация приобрела ограничительный и сугубо разрешительный характер.
ПРОИЗВОЛ
Москва (город федерального значения) и Московская область превратили систему регистрации в квазигражданство, получить которое стало так же трудно, как стать гражданином Швейцарии или США. Столичные "Правила" ограничивают права приезжих и делают их незащищенными во всех отношениях, поощряя практику вымогательства и взяточничества среди работников органов внутренних дел. Это целенаправленная политика, задача которой - выдавливание всех приезжих из столицы, прикрытая "искренней" заботой о коренных москвичах. Последнее заблуждение - самый отвратительный миф 90-х годов.
Более того, распространяется заведомо ложная информация о том, что большая часть преступлений в столице совершается иногородними - гостями столицы. Данные Прокуратуры Москвы за 1998 г. говорят об обратном: 87% раскрытых преступлений в Москве совершено гражданами России, из них 76% - жителями Москвы и Московской области. Режим регистрации, какой бы строгий он ни был, малоэффективен против настоящих террористов, которые легко преодолевают подобные преграды.
Кроме того, столичные СМИ широко распространяют настроения типа: "Москва - для москвичей", "Это мой город". Тревожным представляется тот факт, что подобная пропаганда достаточно успешна: большинство коренных жителей поддерживают действия столичных властей. Это связано с убеждением, что, если город открыть, сюда хлынет поток приезжих, который чуть ли не удвоит численность населения, обрушит рынок труда и систему социального обеспечения. Но даже поверхностное рассмотрение этой проблемы говорит об обратном: и городу, и значительной части местного населения приезжие приносят выгоду.
Расхождения между федеральным законодательством и московскими нормативными актами в сфере регистрации очевидны. Постановлением Конституционного суда от 2 февраля 1998 г. были признаны неконституционными ограничения на время (продолжительность) и на санитарные нормы жилплощади для регистрации граждан РФ по месту пребывания. Новый чуть усовершенствованный вариант "Правил" все же был принят. Однако механизм регистрации граждан, приехавших в столицу на срок более трех дней, остается сложным и громоздким, оставляя широкий простор для злоупотреблений со стороны чиновников и работников милиции.
По заявлению начальника паспортного стола ГУВД Москвы М.Серова, регистрация в Москве после принятия в мае 1999 г. новых "Правил" больше не носит разрешительного характера. Однако достаточно проанализировать процедуру постановки на регистрационный учет, чтобы осознать степень "уведомительного" характера подобной процедуры.
Итак. Все начинается с представления документов. Но граждане, прибывшие в Москву для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше трех дней, обязаны в трехдневный срок обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить колоссальный по объему пакет документов. Общеизвестно, что данные документы проблематично собрать за положенные три дня, учитывая количество необходимых инстанций и огромные очереди.
Заинтересованным лицам "Правила" можно трактовать довольно широко. Это приводит к откровенным нарушениям закона. Например, вряд ли в Москве существуют законодательные положения, требующие предъявлять сотрудникам правоохранительных органов билеты, подтверждающие время прибытия в столицу и отбытия из нее, или получать разрешающую визу участкового инспектора, которую опять же требуют чиновники в форме.
Процедура регистрации настолько сложна и запутанна, что желающему получить ее бывает зачастую непросто собрать и представить все необходимые документы, а занимающемуся регистрацией должностному лицу при желании нетрудно к чему-нибудь придраться и ответить отказом.
"Правилами" вводится ряд условий и ограничений для постановки на регистрационный учет. Например, такое условие, как наличие родственников. Только близкие родственники москвичей могут быть зарегистрированы по месту пребывания на срок свыше шести месяцев без заключения договора поднайма и без учета нормы жилой площади; только родственники могут быть вселены (зарегистрированы по месту жительства) к москвичам, занимающим государственную либо муниципальную жилую площадь или в жилье, находящееся в частной собственности.
Действующая система московских нормативных актов ставит в зависимость от наличия регистрации осуществление прав на труд, образование и медицинское обслуживание, гарантированные Конституцией РФ.
Столичная милиция в качестве одной из основных своих задач называет "контроль за соблюдением паспортного режима", который включает в себя постоянные проверки личных документов у физических лиц и проверки жилого фонда, где могут размещаться незарегистрированные граждане. В реальности контроль за соблюдением режима регистрации носит избирательный, субъективный характер. Несомненным стимулом для подобных проверок является возможность получения "отступных" у задержанных, или, проще говоря, вымогательство.
Чаще всего подозревают так называемых лиц кавказской национальности. Московские нормативные акты ущемляют права всех граждан, прибывающих в столицу, но наиболее уязвимыми группами населения являются жители стран СНГ, беженцы и вынужденные переселенцы. Ведь система регистрации в столице проводит дискриминацию по признаку гражданства: для жителей СНГ (кроме ближайших родственников жителей Москвы и области) открыто установлен разрешительный режим регистрации по месту жительства, разрешения выдаются (либо не выдаются) по усмотрению Комиссии по жилищным вопросам и регистрации граждан при правительстве Москвы.
ДОХОДНАЯ СТАТЬЯ
Главный вопрос: какую выгоду московские власти из всего этого извлекают? Оказывается, немалую. Регистрация - "золотая" жила для бюрократии города, и потерять ее чиновники, в чьих руках концентрируется весь полулегальный доход, естественно, не хотят.
Сохранение системы регистрации в нынешнем виде экономически выгодно московским властям, не говоря уже о пресловутых фирмах-посредниках. Получение регистрации в жилом помещении, находящемся в собственности, может обойтись в приличную сумму, учитывая размер госпошлины, стоимость справки из бюро технической инвентаризации о подтверждении права собственности хозяина сдаваемой внаем жилплощади, нотариального удостоверения договора аренды и "вознаграждения" за письменное согласие наймодателя. Это легализованный финансовый рэкет на государственном уровне. Нет сомнения, что не всем прибывающим в Москву это по карману. Получается, что речь уже идет об имущественном цензе.
Чем же грозит отсутствие такого недешевого удовольствия, как регистрация? Все те же "Правила" устанавливают штраф за пребывание в столице свыше трех суток без регистрации. Однако очень часто все заканчивается полюбовными договоренностями с "бдительными" сотрудниками органов внутренних дел.
Чтобы "помочь" с оформлением постоянной регистрации в Москве, фирмы-посредники устанавливают таксу в размере 800-1200 долларов США. С рекламными объявлениями соответствующего содержания можно ознакомиться в периодической печати и в Интернете. Доходит до абсурда: "помощь" в получении российского гражданства обойдется просителю "всего" в 300-400 долларов. То есть получается, что московская регистрация ценнее российского гражданства. Современная система регистрации превратила Москву в "государство в государстве". Нигде в мире столичная прописка не подменяет гражданство. Ни одно государство в мире не унижает таким образом своих граждан, как это происходит в России, где привилегированная прописка обозначает, по сути, внутреннее гражданство, сословие избранных. Каждый гражданин Америки из любого провинциального городка является сначала гражданином США, независимо от того, к кому и с какой целью он приехал в Вашингтон. Гражданин же России, имея российский паспорт, понимает, что он в Москве никто, если в паспорте нет соответствующей пометки. Государство, не признающее собственного гражданства, не поддерживающее его престиж и равенство на всей территории страны, - нонсенс. Иногородний здесь - иностранец, человек второго сорта, чужой.
***
Москва - сердце России - давно превратилась в зону гуманитарного риска, пространство тотального нарушения неотъемлемых прав человека. Этот правовой произвол на пороге XXI века отбрасывает наше государство к временам крепостного права, заставляет отвернуться от него цивилизованные страны. Это - верный путь к самоизоляции, не говоря уже о том, что подобный сепаратизм, деление на своих и чужих, на равных и более равных никогда не приводили и не приведут ни к чему, кроме гражданской ненависти в обществе. Последнее обстоятельство красноречиво подтверждает результаты выборов 1999 г. в Государственную Думу и провал избирательного блока ОВР, лицо которого определял московский градоначальник.
До каких же пор Москва будет сохранять репутацию города с крайне неблагополучным положением в области соблюдения прав человека?
Ограничение права на свободу передвижения и выбор места жительства посредством института регистрации, "паспортный режим" и милицейский контроль за его соблюдением, произвол со стороны правоохранительных органов - незаконные задержания, насилие, угрозы выдворения из города, вымогательство денег, разные формы дискриминации по этническому признаку, нарушения прав беженцев и вынужденных переселенцев... Что дальше?