Вместе с веком уходят привычные вещи и предметы, которые еще вчера казались нам вечными и постоянными.
Оглядимся хотя бы в собственной квартире. Вот, к примеру, ставшее уже редкостью в наших домах обычное радио, которое включалось в розетку и будило нас по утрам громогласным гимном. Историей стали катушечные магнитофоны и виниловые пластинки. Стучащие пишущие машинки повсеместно вытесняются тихими компьютерами. Еще чуть-чуть, и раритетом станут обычные черно-белые телевизоры. Пылятся на антресолях фотоувеличители с глянцевателями, и вряд ли мы когда еще ими воспользуемся. Да что говорить, даже обычную деревянную спичку зажигаем все реже и реже, пользуясь более привычными пластмассовыми зажигалками, которые еще десять лет назад были в диковинку!
Долго еще можно перечислять, что мы не возьмем с собой в новый век в качестве повседневных предметов потребления, что останется лишь воспоминанием...
"Я попрошу водителя троллейбуса..."
Согласимся с одним мудрым современником, который отметил, что ни один вид общественного транспорта не пользовался таким уважением, как троллейбус. Действительно, сколько про него сложено песен и стихов - от окуджавского "Синего троллейбуса" до популярного в 80-е хита "Я попрошу водителя троллейбуса последнего: пожалуйста, помедленней, пожалуйста, помедленней!"
А между тем во многих городах уже целое поколение - то есть те, кому еще не перевалило за двадцать пять, - при слове "троллейбус" не представляют себе ничего иного, кроме известной сегодня трехдверной машины. Куда же ушли те троллейбусы, которые вывезли все наши романтичные 70-е, развеселые 60-е и совсем уж седые 50-е годы? Неужели сгинули бесславно, превратились в бесформенный металлолом, оставшись только на старых фотографиях да в кадрах советских фильмов? Неужели наши дети и внуки не увидят того, что когда-то передвигалось по улицам родного города?
Музей на колесах
Представьте себе - увидят. В Кирове возникла идея. Благодаря инициативе директора троллейбусного управления Павла Кошкина, стараниям местного краеведа Вячеслава Мочалова и самоотверженной работе ремонтников троллейбусного депо # 2 в городе уже восстановлена историческая машина 70-х годов - троллейбус "ЗиУ-5". Последние троллейбусы этого поколения были списаны с городских маршрутов СССР еще в 1981 г., но все прекрасно помнят "ЗиУ-5" - двухдверный, с более округлыми формами, чем у современных. И, как мы выяснили, с более широким салоном. Сохранившийся остов "ЗиУ-5" был обнаружен в 1997 г. на местном аэродроме РОСТО (ДОСААФ) и отбуксирован в город. Его восстановили. Этот музейный экспонат находится на полном ходу, теоретически может пройти любой техосмотр, а однажды уже курсировал по городу, катая ветеранов троллейбусного управления.
С легкой ностальгической грустью мы поднялись в салон "ЗиУ" и посидели на мягких дерматиновых сиденьях. Люди постарше! Вспомните один из поздних вечеров, этот серо-голубой троллейбус, который чудом оказался последним, когда вы возвращались с дружеской вечеринки или романтического свидания. Так знайте, свидетель этих славных лет в городе есть.
Семидесятые, шестидесятые, пятидесятые...
Но и это еще не все. В Кировском троллейбусном управлении готовится к восстановлению много лет служившая складом еще более древняя машина - знаменитый троллейбус марки "МТБ", символ городских улиц в пятидесятые и шестидесятые.
Спросите хотя бы ваших дедов и отцов, что значила для них эта машина с овальными форточками. А если вам около сорока, вспомните детсадовские годы и начальную школу. На чем 19 мая пионеры катались бесплатно?
Троллейбусы эти по всей стране традиционно красились в два цвета: желтый верх и темно-синий низ. Но было в Кирове и несколько желто-вишневых. Разрисовывать их еще считалось кощунством, однако некоторые украшались сверху фанерными щитами с "рекламой": "Пейте томатный сок!", "Храните деньги в сберегательной кассе" или "Прячьте спички от детей". В салоне спереди и сзади стояли длинные, до пола, "кассы" для медяков. А когда поутру народ торопился на работу, эти троллейбусы были буквально увешаны гирляндами людей, свисавших из дверей и цеплявшихся за заднюю лесенку. Точно так же в Москве в эти годы ездили на знаменитые футбольные матчи "Динамо". Последние "МТБ" "ушли в отставку" в начале семидесятых. Но вятские троллейбусники утверждают, что и такая машина будет восстановлена. Причем не мертвым памятником, как, например, в Минске, а "ходячим" экспонатом. Вот только совсем уж "антикварные" троллейбусы, фанерные "ЯТБ" сороковых, эвакуированные в войну в Киров из Ленинграда, не сохранились.
Сохраним для истории?
Есть в Кирове и старинная пожарная машина. Есть памятник танку Т-34. На территории завода стоит на пьедестале "катюша". В райцентре Орлово увековечен трактор "Фордзон-Путиловец". В Вятских Полянах - "полуторка" ЗИС. Отдельные умельцы сохранили довоенные эмки и трофейные "Хорьхи", реставрируют "Победы" и "горбатые" "Запорожцы". Теперь вот занялись делом троллейбусники. Однако сколько подобных вещей века утрачено безвозвратно или может исчезнуть в ближайшие годы! Уже не найти в этом городе некогда комфортабельного автобуса "ЛАЗ" с раструбом на крыше и синим солнцезащитным верхом окон. Но, говорят, где-то еще жив и возит рабочих современник троллейбуса "МТБ" - рейсовый городской автобус "ЗИЛ-158".
Безусловно, где-то в российских гаражах и "конторах" сохранились и другие исторические экземпляры. Пусть даже в виде складов и сарайчиков. Может быть, всем миром мы подумаем, как дать им вторую жизнь в наступающем веке.
Киров