В конце первой недели января завершились дни празднования Рождества Христова у тех православных, католиков и протестантов, которые пользуются современным календарем. Эстафета рождественских торжеств перешла к той части Православных Церквей, которые живут по календарю старого стиля, отстающему от движения Солнца. Когда-то христиане совмещали праздники Рождества, Богоявления и Крещения Господня. Но богослужебные правила Церкви не раз менялись в течение веков. Христиане, живущие по современному календарю, отмечают 6 января Богоявление. В тот же день отмечают Крещение Православные Церкви, использующие современный календарь. В Римо-Католической Церкви Богоявление - 6 января, а Крещение Господне - 7 января. В Русской Православной Церкви 7 января - Рождество Христово, а 19 января - Богоявление и Крещение Господне.
"С нами Бог" - эти слова библейского пророка звучат на рождественском богослужении в православных храмах. В мир земной приходит Бог, беспредельная Мудрость и неисчерпаемая Жизнь, приходит Источник бытия и Смысл мироздания. Бог является не как грозный Властелин, а как беспомощный Младенец. Избегая подавлять нас Своим могуществом, Он входит в земную жизнь как один из миллионов людей. Он будет звать людей за собой не силой грозного приказа, а личным примером, всецело став Человеком, одним из нас. Он откроет людям путь освобождения от власти зла, но для этого добровольно примет позор, страдание и крестную смерть... Известный проповедник русского православия лондонский митрополит Антоний (Блум) не раз говорил, что люди могли бы выдумать себе Бога Великого и Всемогущего, но не могли выдумать такого Бога, которого некоторые люди стыдятся: Бога, добровольно принимающего унижение. Этот Бог мог только явиться.
Название "Богоявление" связано с явлением Бога как Святой Троицы. Это не три разных божества, а три ипостаси Единого. Словосочетание "Крещение Господне" напоминает о начале общественного служения Христа. Более тридцати лет Иисус тихо жил в еврейском городке Назарете (рассказы о том, что повзрослевший Иисус путешествовал то ли в Индию, то ли в Японию, давно опровергнуты историками). Поворотный момент наступил, когда пророк Иоанн призвал людей к покаянию. Знаком покаяния Иоанн избрал обряд очищения, именуемый по-гречески "баптисма", а по-русски - "покаянное крещение". Через этот обряд принимали в Ветхозаветную Церковь бывших язычников, но Иоанн требовал омовения от последователей "правильной" веры, показывая тем самым, что принадлежность к Церкви Божией не дает людям права превозноситься над инаковерующими. Толпы людей приходили к Иоанну принять крещение. Безгрешный Иисус не нуждался в покаянии, но не желал выделяться среди других людей и крестился от Иоанна.