В последнее десятилетие Северный Кавказ принято считать одной из наиболее горячих точек на постсоветском пространстве. Но вряд ли правомерно к многоликому и многоязыкому региону подходить с одной меркой. Принципы межнационального согласия и межконфессиональной терпимости на протяжении всей истории были особенно характерны для столицы Северной Осетии и, несмотря на катаклизмы, которые пережила осенью 1992 г. эта северокавказская республика, сохраняются по сей день. И если в том же "спокойном" Курске на высшем должностном уровне поднят так называемый еврейский вопрос, то во Владикавказе, где традиционно значима роль единственной на юге России общины европейских евреев, открываются новые страницы в национальном и культурном развитии этого древнего народа.
Еврейская община - почти ровесница города на Тереке. Недавно она отметила свой 200-летний юбилей. Основанный как крепость в 1784 г. и призванный стать главным форпостом России на юге, Владикавказ быстро развивался и застраивался. Возникла потребность в мастеровых и торговых людях, в квалифицированных медицинских работниках. И уже спустя несколько лет, еще в век Екатерины, сюда из черты оседлости в Польше и на Украине по отдельным разрешениям стали переезжать первые евреи.
В 1805 г. царским указом была узаконена возможность евреям селиться во Владикавказе. Но не всем. Во-первых, это касалось только ремесленников высшей квалификации, купцов первой гильдии, фармацевтов, стоматологов, врачей, повивальных бабок, а также тех, кто имел высшее образование. Во-вторых, и среди этих категорий шел жесточайший отбор по профессиональным и образовательным качествам. На ограниченное число вакансий желающих было значительно больше. Поэтому при городской администрации была создана специальная комиссия, перед которой претендующие на проживание должны были доказать свое превосходство над другими. Того же, кто не проходил через "сито" комиссии, отправляли под надзором полиции обратно в черту оседлости.
Все это определило высокий уровень профессионализма и мастерства владикавказских евреев на долгие годы, способствовало выдвижению из их среды целой плеяды выдающихся деятелей.
Искусство портного Владимира Соболевского славилось далеко за пределами Северного Кавказа. Пошитый им офицерский мундир завоевал Гран-при на международной выставке в Варшаве, после чего во Владикавказ посыпались по почте многочисленные заказы из европейских стран и даже из Америки. И хотя в таких случаях он шил по присланным меркам, ни разу не получил рекламации.
Престижными в России и Европе считались часы, изготовленные мастером Ариелем Керком. В одной из владикавказских семей с 1880 г. хранятся часы от Керка, которые снабжены также термометром, барометром, психрометром и массой других приспособлений. Часы до сих пор идут и ни разу не ремонтировались.
Крупным разработчиком источников минеральной воды и владельцем заводов по их розливу был Самуил Резаков, имя которого увековечено в Музее минеральных вод в Кисловодске. Известен на Кавказе и промышленник М.Лодыжинский, который в начале ХХ века после безвременной кончины дочери Ревекки построил на еврейском кладбище синагогу.
Немало евреев, внесших большой вклад в науку, культуру, здравоохранение. Из их среды одних только докторов медицинских наук Владикавказ дал свыше 20 - больше, чем в ином крупном городе. Причем это были не просто врачи высшей квалификации, а подчас основатели целых научных направлений, как, например, известный психиатр Д.Фридман или выпускник Сорбонны, выдающийся российский биолог Д.Тарноградский, который в буквальном смысле слова избавил Северный Кавказ от малярии. И сейчас в одном из живописных ущелий Северной Осетии сохранились фрагменты башни, где располагалась его лаборатория и где он вел свои исследования.
Впоследствии вслед за первой волной еврейских умельцев имели право поселяться во Владикавказе и те, кто отслужил в Российской армии 25 лет (указ о разрешении привлекать евреев на службу в царскую армию вышел в 1825 г.). Поэтому вскоре образовалась целая прослойка из служивых евреев. Для тех, кто отказался креститься и служил в местном гарнизоне, полковник Мирский в 60-70-е гг. ХIХ века построил на правом берегу Терека солдатскую синагогу.
Дважды во владикавказской истории евреев ждало серьезное испытание: в 1827 и 1835 гг. поступал приказ выселить их всех из города. Но оба раза горожане и офицеры обращались к царю с ходатайствами вернуть евреев (товары и услуги тут же существенно дорожали, не хватало хороших специалистов, да и отношения иудеев с местным населением всегда были доброжелательными), и вскоре их возвращали. После этого евреи почувствовали себя увереннее, стали обживаться, открыли еврейскую школу, синагогу для ремесленников на базарной площади. Затем в месте своего компактного проживания евреи выкупили землю и построили "общую" синагогу, а также многочисленные сооружения религиозного, культурно-образовательного и хозяйственного назначения.
В советское время, в 1930 г., синагога была снесена, а еврейская школа закрыта. После Великой Отечественной, в конце 1945 г., более 300 евреев обратились к властям с просьбой вернуть принадлежавшее ранее общине помещение для обустройства хотя бы молельной комнаты, однако получили отказ. И только спустя почти 70 лет справедливость восторжествовала. В июне 1999 г. делегацию еврейской общины принял президент Республики Северная Осетия-Алания Александр Дзасохов и обязал госкомитет по имуществу незамедлительно передать здание прежним владельцам, что и было оформлено распоряжением правительства.
Более года ушло на сбор средств, ремонт и переоборудование помещений. Необходимая денежная сумма в основном была собрана силами самой общины. Но помогли и простые люди - русские, осетины, которые жертвовали на доброе дело, сколько могли. По 15 тыс. руб. выделили министерство по делам национальностей Северной Осетии и мэрия Владикавказа. Директор завода "Топаз" изготовил на своем предприятии и подарил общине люстры, которые украсили главный зал. Большую помощь оказали строители республики. Благосклонен оказался и его величество случай. Руководителя общины Марка Петрушанского, дабы способствовать развитию культуры, уговорили приобрести 100 билетов республиканской лотереи. На один из них выпал выигрыш - автомобиль "Жигули", который тут же продали, а деньги вложили в реконструкцию.
Так совместными усилиями и удалось 18 октября этого года открыть прекрасный, со вкусом и любовью сделанный еврейский общинный дом с синагогой при нем. Здесь также расположились зал, воскресный учебный класс, библиотека, кухня. "Теперь наша задача - вдохнуть жизнь в этот дом", - говорит Марк Петрушанский. Это ли не свидетельство того, что местные евреи никуда уезжать отсюда не собираются, а напротив - намерены жить здесь еще многие годы.
Сейчас решается вопрос о передаче общине прилегающего просторного полуподвального помещения, где планируется оборудовать танцевальные залы. Кстати, национальный ансамбль, который назвали "Семь сорок", уже создан, и, несмотря на отсутствие собственного помещения, проводит репетиции. Для ансамбля приобретены костюмы, а первое выступление планируется в декабре - в дни празднования 10-летнего юбилея общественно-политического межнационального движения "Наша Осетия", в которое сегодня входят более 20 национально-культурных центров во Владикавказе и Моздоке и которое наряду с другими общинами было образовано и еврейским культурно-просветительным обществом "Шолом".
Кроме того, в местном издательстве "Проект-пресс" готовится к печати богато иллюстрированная фотографиями и документами книга "Шолом, Владикавказ" (авторы-составители Марк Петрушанский и Ольга Метревели, много лет проработавшая в республиканском государственном архиве), где будет не только подробно передана история здешних евреев, но и приведены данные об Осетии и осетинах (глава "Город у синих гор"), рассказано о взаимопроникновении культур и традиций (глава "Иудаизм в Алании"). Книга, которая выйдет в свет до конца года, уже сейчас вызывает повышенный интерес: на нее поступили заказы из Израиля, США и Канады.
Насыщенным в жизни еврейской общины Владикавказа обещает стать и первый год нового столетия. К 9 Мая во дворе общинного дома будет открыт памятник, посвященный евреям Владикавказа, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. "Именно на фронтах, - подчеркивает Марк Петрушанский. - Это будет первый в мире подобный памятник евреям. Мы обязаны отдать дань памяти тем, кто не щадил жизни, защищая с оружием в руках нашу общую Родину. Из Владикавказа на битву с фашистами ушли более 300 мужчин-евреев и почти все погибли. Их имена мы и увековечим в нашем мемориале".
Гордятся члены общины и многими своими современниками, славящими свой народ, свой любимый город. Наиболее известный из них сегодня, конечно же, Анатолий Брискин - первый педагог знаменитого маэстро Гергиева. За подготовку выдающегося дирижера современности и вклад в развитие музыкальной культуры Осетии недавно он был удостоен высшей республиканской награды - премии имени Косты Хетагурова.
На днях в еврейском общинном доме побывал другой лауреат этой премии - ведущий актер владикавказского академического русского Театра имени Е.Вахтангова, народный артист России Вячеслав Вершинин. После небольшого перерыва театр решил возобновить спектакль "Поминальная молитва" по Шолом-Алейхему - по мнению критиков, одну из лучших постановок на прославленной сцене (здесь работал и ставил свои первые пьесы Михаил Булгаков). Вершинин играет в спектакле главную роль┘
Владикавказ