Я хорошо знакома с семинаристами, обучающимися в Белгородской православной духовной семинарии с миссионерской направленностью. Беспокойство об их жизни побудило меня написать вам, чтобы люди, которые отвечают за этих ребят и в обязанность которых входит воспитание будущих пастырей Церкви - священников миссионеров, задумаются и изменят к лучшему жизнь семинаристов.
Начну с самого начала. Эта семинария единственная в России с такой специализацией. Молодые люди, услышав о ней, едут в Белгород со всех концов России, чтобы стать в будущем миссионерами и послужить на благо нашей Церкви. Но, приехав, они окунаются в жизнь, которая наполнена страхом перед инспектором, предательством со стороны братьев-семинаристов и чувством неудовлетворенности, что касается самого процесса обучения. Ректор этой семинарии очень занятой человек, поэтому он передал бразды правления в руки инспектора, который, воспользовавшись безнаказанностью за все свои действия, создал из семинарии настоящий лагерь для заключенных.
Ребят в город стараются не выпускать совсем, занятия длятся от 8 утра до 8 вечера (с небольшими перерывами на завтрак, обед и ужин). В расписании дня личное время значится только формально, а свободный выход в город только в воскресенье после службы на 1,5 часа, а затем опять послушания и самоподготовка. Никто не интересуется жизнью семинарии, никому до нее нет дела и поэтому никто не заступится за этих бедных мальчишек. Любое проявление свободомыслия пресекается увеличением послушаний (тяжелой физической работы) или вплоть до отчисления за несоответствие духу семинарии. Чтобы быть хорошо осведомленным о мыслях семинаристов, инспектор создал целый "институт стукачей", и многие ребята пострадали за желание изменить к лучшему духовную жизнь и быт семинарии. А те, кто не желает открыто высказывать свои мысли, ведут с режимом индивидуальную борьбу, основанную на лжи и лукавстве. Например, строить из себя вечно больного намного выгоднее, чем быть здоровым, и вместо учебы заниматься постоянными послушаниями, а "больной" семинарист получает освобождение и от учебы, и от работы. На занятиях присутствует только треть учащихся, остальные увиливают. И когда закончится это безобразие, никто не знает.
Все, что я написала, - это только вершина айсберга. Писать о всех непорядках просто не хочется. Обидно, что вместо будущих пастырей, которые должны быть образцом для своих прихожан, воспитываются в основном хитрые лицемеры и подхалимы. Я очень прошу вас опубликовать мое письмо, чтобы хоть морально поддержать тех ребят, которым надоело лгать и увертываться и которые хотели бы видеть свою семинарию среди первых по уровню духовной жизни и знаний. Хочется, чтобы миссионерство в этой семинарии было не просто пустым звуком, а реальным делом (в нынешнее время в миссионерские поездки ездит только узкий круг людей, например, участники семинарского хора), а в остальном как таковой миссии нет.
Белгород