Четыре года назад "выдающийся художник современности, народный художник СССР" Александр Шилов передал "в дар Отечеству" коллекцию из 355 "живописных и графических произведений". Этот благородный поступок по достоинству оценил мэр Москвы Юрий Лужков. Для хранения этого богатства в 1997 году он выделил Шилову небольшой особнячок начала XIX века в самом центре Москвы на Знаменке. Вообще-то большинство своих картин художник хранит дома или в мастерской, но самые "ценные" свои произведения он дарит городу, то есть отвозит их в дом на Знаменке, в Московскую государственную картинную галерею народного художника СССР Шилова.
Несколько дней назад Шилов передал в дар городу "новое блистательное полотно, преисполненное тонкой одухотворенной грусти и глубины философского мироощущения, - портрет великолепной исполнительницы романсов Аллы Баяновой с недвусмысленным названием "Минувших дней очарованье, зачем опять воскресла ты...". Картину повесили в первом зале на самом видном месте. Восьмидесятилетняя Баянова в лиловых шелках и черном гипюре задумчиво полулежит в глубоком кресле и рассеянно смотрит куда-то вдаль. Рядом, на маленьком столике стоит пустая бутылка из-под Советского шампанского. Сухие расслабленные пальцы левой руки из последних сил сжимают хрустальный фужер. Еще немного, и он упадет на пол. Упадет и разлетится по комнате искрящимися брызгами. Жизнь, как бутылка превосходного Советского шампанского, выпита до дна.
Пять часов. Публика, приглашенная на презентацию картины, нервничает. "Маэстро еще не приехал. Ждите", - вкрадчивым голосом, как заведенный, повторяет охранник галереи. В половине шестого приезжает Шилов, срывает бурю оваций и проходит в первый зал. Фотографы остервенело клацают затворами фотокамер, провинциальные барышни в состоянии крайней экзальтации, расталкивая журналистов, протискиваются поближе к "великому телу". В тот вечер Шилову задавали много разных вопросов, но один оставался неизменным, как эстафетная палочка он переходил от одного журналиста к другому. "Позвольте узнать, уважаемый Александр Максович, почему вы написали Баянову с бутылкой. Она что, сильно пьет?" - спросила какая-то журналистка. Шилов недоуменно вскинул свои демонические брови и, выдержав многозначительную паузу, ответил: "Вас интересует только это? Да, действительно, иногда после концертов Баянова пьет шампанское, чтобы расслабиться. Что же в этом плохого, что женщина любит шампанское?" В воздухе повисла неловкая пауза. Чтобы как-то развлечь публику, Шилов "предъявил" ей "живого академика Валерия Черемиссова", которого некоторое время назад увековечил. "Ну посмотрите, посмотрите, ведь похож же, похож?" - спрашивал он собравшихся. "Похож! Похож!" - хором зашумели экзальтированные барышни.
По его словам, судьба столкнула его с певицей совершенно случайно. "Я понял, что надо писать с нее портрет. Ей 80 лет, но она прекрасно держится. Она молода душой. Этот портрет я написал за месяц. Баянова позировала мне двенадцать сеансов. А аксессуары: кресло, столик, задний план я писал уже без нее", - рассказал Шилов собравшимся. Похоже, не восторгались только журналисты. Пока суть да дело, они организовали живую очередь на интервью с Шиловым.
Потом приехала Баянова. Шилов почтительно проводил певицу в первый зал. Баянова задумчиво окинула взглядом портрет и сказала: "А что, похоже! Шилов не хотел меня омолаживать. Он написал меня такой, какая я есть на самом деле". В сопровождении художника она пошла осматривать галерею.
После презентации она дала в галерее концерт, но попали на него не все, а только избранные. В основном пожилые женщины интеллигентного вида, давние поклонницы ее таланта. Кстати, некоторые из них оставили свои подписи в специальном журнале, который лежал при входе в галерею. Служительницы собирали подписи "на выдвижение А.М. Шилова на присвоение звания "почетный гражданин города Москвы". Экзальтированные барышни тоже не прошли мимо.