О скаутах среди православных верующих ходят самые разные разговоры. Одни считают их филиалом масонской ложи, другие сетуют на малоцерковность некоторых руководителей отрядов, третьи с восторгом описывают пребывание детей в летнем лагере.
Масонская тема вырастает скорее всего из страха перед новизной: уж больно экзотическим фруктом выглядят скауты на российской земле. Зато другие сюжеты имеют самое прямое отношение к реальности. Если для альпинистов ключевым выражением, обозначающим смысл их деятельности, служит слово "восхождение", а для любителей КСП - "песня", то для юных разведчиков (так еще называют скаутов) этим словом, бесспорно, будет "игра". В скаутской практике игр очень много. Но главные из них проводятся, как правило, в летнем лагере. Здесь, среди обитателей соснового бора и реки, разворачиваются сражения юных хоббитов с силами Мордора и другие сказочные действа. Дети учатся не только полезным навыкам - правильно разжигать костер и готовить еду, ориентироваться по карте и ставить палатку, грамотно вязать узлы и вышивать, плести корзины и пользоваться азбукой Морзе, - но также умению помогать друг другу и, как выразился руководитель дружины "Град Москва" Александр Сединкин, самоутверждаться в добре.
На первый взгляд скаутский лагерь чем-то напоминает пионерский: те же построения, походы с вожатыми, песни у костра, "зарницы". И в этом нет ничего удивительного, ведь многие педагогические приемы и даже символику организация им. В.И. Ленина позаимствовала у разведчиков, переиначив все на свой лад. Вплоть до галстука, о котором читатель со стажем помнит, наверное, стишки вроде: "Как получишь галстук, береги его, он ведь с красным знаменем цвета одного". Но в отличие от пионерского галстук у разведчиков не сакрален и служит чисто практическим целям: по его цвету легко отличить опытного бойца от новичка, галстуком можно как жгутом перевязать рану, из галстуков вяжется веревка для преодоления преграды или сшивается красивый флаг перед очередным "сражением".
Под эмблемой скаутского движения - белоснежной лилией - стоит памятное многим восклицание "Будь готовъ!" (с твердым знаком). Но трактуется оно отнюдь не в идеологическом, а в нравственном смысле. Будь готов посетить детский дом, устроить праздник для мамы, поделиться с другом своими знаниями и умением.
Днем рождения скаутизма в России считается 30 апреля 1909 года, когда штабс-капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.Пантюхов с группой мальчиков провел в Павловском парке под Петербургом первый костер. Интересно, что наследник царского престола, цесаревич Алексей, был разведчиком, так что у этого движения после Архиерейского Собора появился свой записанный в святцы небесный покровитель.
Большинство российских скаутов православные, и серьезное отношение к вере - одна из отличительных черт движения. В обязательную программу лагеря входит строительство походной часовни, где приглашенный из ближайшего храма священник на переносном антиминсе совершает Божественную литургию. Без стен (одни опоры!), без иконостаса, с условными Царскими вратами эта часовня рифмуется с постройками ранних христиан. Да и сама служба напоминает о Древней Церкви. Здесь нет разрыва между клиром и народом, здесь слышно каждое слово "тайной" молитвы, и поют, конечно, все вместе. Некоторые священнослужители искушаются таким отступлением от норм стандартного благочестия. Так что Патриарху Алексию II пришлось даже подписывать специальное письмо, в котором он просил епархиальных архиереев содействовать проведению богослужений в походных условиях. Разведчество как метод внешкольного воспитания возродилось у нас в то время, когда окончательно перестали существовать мощные идеологические структуры, некогда объединявшие в своих рядах всю советскую молодежь. Сегодня в стране существует уже несколько сотен отрядов. И существуют они во многом благодаря живому участию родителей. "Мне очень хотелось, чтобы мой сын стал скаутом. Но в отряд его не брали, слишком он был переполнен. Пришлось самой организовывать звено, учиться", - рассказывает помощник руководителя "Отряда имени Алексея Мечева" Мария-Луиза Каячева. И замечает, что скаутинг растет путем увеличения числа руководителей и их помощников. "Естественнее всего, чтобы ими становились сами родители, - поясняет свою мысль Мария-Луиза. - А то нередко мы видим, что взрослые отдают свое чадо куда-нибудь в школу или кружок и забывают о нем. Думают, что все образуется само собой".
Один из центров скаутской деятельности - патриаршее Крутицкое подворье в Москве. Здесь регулярно проходят семинары и встречи. Так, например, в дни школьных каникул в рамках программы "Москва Православная" на Крутицах прошел слет скаутских отрядов из Краснодарского края, Волхова, Подмосковья. Дети не только смогли хорошо отдохнуть и подружиться друг с другом, но и посетить столичные храмы, съездить в Троице-Сергиеву Лавру. Центр на Крутицах координирует деятельность многих отрядов. Правда, работа эта проходит в трудных условиях. Нет даже своего телефона, электронной почты (так что часть работы приходится делать в другом месте). Крайне нерегулярно выходят газета "Скаутский мир" и журнал "Православный вестник", где содержится много ценной информации для руководителей отрядов. Не хватает средств даже на оплату текущих счетов за свет, за тепло... Проблем более чем достаточно. И большинство из них упираются в финансирование. На муниципальном уровне власти иногда оказывают поддержку движению. Реже - на региональном (прошлым летом на Волге прошел слет, в котором приняли участие губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков и Сергей Кириенко). Но на федеральном уровне скаутам не выделяется ни копейки.
Сегодня, когда все жизненные интересы постепенно стягиваются к заботе о хлебе насущном, на одном энтузиазме далеко не уедешь. И новому молодежному объединению в условиях кризиса приходится преодолевать большие трудности. Тем не менее есть надежда, что оно будет развиваться и займет подобающее ему место в Церкви и в российском обществе.