В Москве, в Музее Маяковского 27 октября прошли историко-богословские чтения, организованные Опричным братством во имя св. Иосифа Волоцкого. Они были посвящены 510-летию Поместного Собора РПЦ 1490 г., осудившего ересь жидовствующих. Чтения открыл председатель союза "Христианское возрождение" Владимир Осипов, сделавший доклад о религиозно-политической обстановке в России в конце XV в., о возникновении ереси жидовствующих и о борьбе с ними Иосифа Волоцкого и архиепископа Новгородского Геннадия. К сожалению, Владимир Николаевич, являющийся по специальности историком, рассказал о богословии еретиков лишь в самых общих чертах.
Автор данных строк ожидал услышать это от других выступающих, но его надежды не оправдались. Выступающий вслед за Осиповым один из авторов газеты "Царский опричник" (орган Опричного братства), детский писатель, член Союза писателей России, Игорь Лавриненко, не определив сущности еретического учения жидовствующих, отнес к этой, действительно чрезвычайно зловредной ереси такие религиозные и философско-политические идеологии, как иудаизм, ислам, протестантизм, марксизм, материализм, атеизм. Протестантизму были инкриминированы такие "преступления", как "отсутствие благодати", уничтожение "традиционных" европейских империй, создание масонства и т.п. К жидовствующим докладчик отнес и часть нынешнего епископата РПЦ, исповедующего "ересь экуменизма". Но этим дело не ограничилось: писатель-сказочник смело ввел в богословский обиход понятие "мирских ересей", к которым тут же отнес либерализм, гуманизм, плюрализм, демократию и т.д., попутно назвав "мирским арианством" и "мирским несторианством" (одновременно!) принцип разделения властей. Свое выступление оратор завершил призывом к русским руководствоваться в своих действиях таким "документом", как... "Протоколы сионских мудрецов".
Фантаста сменил главный редактор "Правого сопротивления", сотрудник кафедры новейшей истории России МГПУ Александр Елисеев. В отличие от предыдущего оратора этот мыслитель фантазировать не стал, а в своем кратком, но весьма эмоциональном выступлении призвал к созданию русского православного монархо-фашизма, каковым, по его мнению, является богословское наследие преподобного Иосифа. При этом, правда, оратор оговорился, что не является специалистом как по творчеству игумена Иосифа, так и по истории России XV в. Необходимость создания данной идеологии Александр Владимирович аргументировал обилием сект, включающих, по данным "АиФ", свыше 1,5 млн. россиян, в том числе полмиллиона молодых людей. Закончил свое выступление Елисеев возгласом "Слава России!" и вскидыванием руки в фашистском приветствии, что было встречено залом аплодисментами, к счастью, достаточно жидкими.
Ярким контрастом к выступлению Елисеева и других православных участников чтения стал доклад следующего оратора - секретаря Московской митрополии РПСЦ Андрея Езерова. В отличие от выступивших ранее старообрядец-белокриничанин в своем выступлении совершенно не касался политики...
Сменивший белокриничанина Леонид Симонович, председатель Союза православных хоругвеносцев, опять свел свой доклад к чистой политике. Как и его предшественник Лавриненко, Симонович постарался "дополнить" список "жидовских" ересей всем, что счел нужным. К ним он отнес, в частности, латинские ереси XI-XII вв. катаров и альбигойцев, которые, как и современные и соответствующие им греческие ереси павликиан и богомилов, фактически представляли собой позднее манихейство, с которым ересь жидовствующих на самом деле ничего общего не имела (более того, эти ереси все специалисты и даже древние христианские богословы считают "эллинизированными", "языческими", то есть отклоняющимися от "истинного христианства" в сторону, совершенно противоположную иудаизму). Оратор рассказал и о том, каких трудов стоило возглавляемой им организации убедить во вредоносности иудаизма сотрудников правоохранительных органов, чем хоругвеносцы систематически занимаются во время своих путешествий. По его мнению, борьба между иудаизмом (т.е. ересью жидовствующих) и православием является основным духовным противостоянием добра и зла, тогда как противоречия между масонством и христианством, а также между иудаизмом и исламом носят второстепенный характер. Завершая свое выступление, оратор посетовал на священноначалие РПЦ, которое, по его мнению, не уделяет должного внимания пропаганде священного арийского знака, т.е. свастики, сославшись при этом на выступление по "Радонежу" прот. Дмитрия Смирнова, признавшего свастику христианским знаком, но предостерегшего от ее применения вследствие возможных провокаций.
Здесь следует сделать небольшое отступление. Гамматический крест, или свастика, действительно является священным символом ариев, он олицетворял восходящее либо нисходящее солнце (именуемое у славян соответственно посолонью или коловратом), в древности украшал одежду, жилища и посуду всех без исключения индоевропейцев. Менее известно, что данный символ использовался и у семитских народов. Это позволяет предположить, что свастика является не столько арийским, сколько общечеловеческим символом солнца, возникшим на самой заре цивилизации.
Но вернемся на историко-богословские чтения, посвященные ереси жидовствующих. Вечер завершило выступление иеромонаха Никона (Белавенца), руководителя движения "За Веру и Отечество" и бывшего настоятеля храма Живоначальной Троицы в с. Язвище Волоколамского р-на Московской обл. Данный оратор мог бы много рассказать о жизни, служении и творчестве своего преподобного земляка и предшественника (с. Язвище являлось родовым имением дворянина Сани, которому принадлежали родственники игумена Иосифа, носившего в миру фамилию Санина, а храм, в котором служил о. Никон, является более поздней реконструкцией одноименного храма, заложенного преподобным вскоре после его ухода из Пафнутьев-Боровского монастыря), однако священник, очень кратко рассказав о современном состоянии Иосифо-Волоколамского монастыря, основную часть своего выступления так же, как и его мирские коллеги, посвятил политике, призвав всех присутствующих присоединиться к организуемой им колонне русских антикоммунистов, которую он собирается провести 7 ноября в пику демонстрации КПРФ. Собственно, богословские вопросы, сущность, учение и форма распространения ереси жидовствующих, являвшиеся главной темой объявленных чтений, похоже, никого на самом деле не интересовали.