ЕЩЕ недавно упоминания о бесовщине не воспринимались большинством россиян серьезно. Сегодня наблюдается обратная крайность - многие говорят и думают о бесах больше, чем о Боге. Хорошего в этом мало. Известна старинная легенда о том, как враг рода человеческого обернулся в пустыне золотым блюдом, чтобы привлечь внимание монаха-пустынника. Легенда отражает важную мысль, которую мы находим у многих святых отцов: враждебные людям духовные силы стремятся привлечь наше внимание, а это для человека опасно. Святые не отрицали существования бесов - речь шла лишь о том, что в центре нашего внимания должен быть Бог, а от бесовщины надо держаться подальше и остерегаться много думать о ней. Сегодня предостережения святых отцов забыты, и потому на церковных прилавках можно найти книги, провоцирующие излишние размышления о бесах. Священнослужители вынуждены предупреждать, что от увлечения подобными книгами могут происходить расстройства психики и тот болезненный страх перед колдунами и демонами, который прямо противоположен благочестивому "страху Божию".
Поучительно, что авторы евангельских текстов мало говорят о бесовщине. Но тема бесов не обойдена молчанием в Евангелиях. В воскресенье 12 ноября в Русской Православной Церкви читается на богослужении евангельский рассказ об исцелении бесноватого (Лк. 8, 26-39). Христос встречает несчастного, одержимого бесами, изгоняет нечистых духов из этого человека и позволяет им войти в свиное стадо. Обуянное бесами стадо бросается с обрыва в море, а напуганные местные жители просят Христа уйти от них. Бывший бесноватый хочет идти за Христом, но Иисус отсылает его домой проповедовать о случившемся тем самым людям, которые просили Христа удалиться от них. В этом рассказе многое поучительно: нечестие местных жителей, разводивших свиней (есть свинину запрещалось ветхозаветным законом), желание этих людей избавиться от Христа ("Уйди от нас"), стремление исцеленного быть рядом с Христом... Не уподобляемся ли мы тем, для которых стадо свиное важнее Бога? Не хотим ли в глубине души, чтобы Господь отошел от нас подальше и не мешал нам жить по-своему? Блаженный Августин признавался, что в юности молился так: "Господи, избавь меня от греха, но только не сейчас". Не происходит ли что-то похожее с нами? Если происходит, то сознаем ли мы, что Господь столь уважает нашу свободу, что не станет спасать нас от греха против нашей воли?
Бесы, о которых упоминает Евангелие, кричали: "Имя нам легион". Рассказывают, что в советское время некий лектор, направленный коммунистической партией выступать перед большой группой верующих, начал свою речь словами: "Мы, коммунисты, в отличие от вас, верующих, - представители самого передового мировоззрения. За нами идет весь мир. Имя нам - легион". Верующим такое начало речи понравилось.