0
1448
Газета Стиль жизни Интернет-версия

10.11.2000 00:00:00

Российская армия на грани катастрофы

Тэги: армия, сокращение


НЫНЕ общественное мнение указывает - российская армия не способна решать сложные боевые задачи по защите государственных интересов России.

О "славных" делах военного руководства и их покровителей свидетельствует и новая история российской армии, берущая начало в 1991 г., после августовского путча. Она хоть коротка, но имеет несколько условных периодов, по-своему влиявших на обороно- способность российского государства, мировоззрение и социальный статус военнослужащих:

- первый этап - (сентябрь 1991 г. - май 1992 г.) включает мероприятия, проводившиеся политическим руководством России, от начала проработки подходов к преобразованию советской армии в российскую до правового оформления Указами президента РФ основ функционирования вооруженных сил Российской Федерации;

- второй этап - (май 1992 г. - октябрь 1993 г.) продолжался с момента правового оформления статуса ВС РФ до событий октября 1993 г. Это время характерно стремлением нового руководства обеспечить управляемость ВС, сокращением и массовым выводом российских войск из Германии и Прибалтики, продолжавшимся разделом имущества советской армии между государствами СНГ, попытками Верховного Совета РФ создать законодательную базу деятельности вооруженных сил и регламентировать военную реформу.

Отправными моментами в подходе "демократической элиты" к решению проблем вооруженных сил в 1991-1993 гг. служили:

- страх перед армией, являвшейся, по мнению "демэлиты", наиболее консервативной и организованной силой, сопротивлявшейся реформам в обществе и способной при определенных условиях путем военного переворота разрушить планы вхождения России в "цивилизованное мировое сообщество";

- представление о вооруженных силах и военно-промышленном комплексе как основных виновниках экономических бед России и низкого уровня жизни ее граждан;

- убеждение (а в реальности - заблуждение) в том, что в цивилизованное мировое сообщество Россию быстрее и легче примут с армией, устраивающей российских партнеров по сотрудничеству (т.е. с армией, не представляющей собой существенную военную силу);

- третий этап - (октябрь 1993 г. - 1995 г.). События октября 1993 г. несколько усилили позиции руководства вооруженных сил в верхних эшелонах власти, отчасти изменили подходы команды президента к строительству и роли вооруженных сил как рычага власти для решения задач внутренней политики. В то же время продолжалось снижение авторитета высшего командного состава в войсках и общее падение престижа воинской службы, а также разрушение основ воинской деятельности как государственной службы.

Несмотря на однозначно негативные оценки российским политическим бомондом роли оборонных структур в обществе, обвального сокращения армии и флота в 1991 г. не последовало, не последовало однократных крупных сокращений ВС и позже.

Желание провести крупное сокращение численности вооруженных сил и решить проблему армии сдерживалось прежде всего опасениями серьезных социальных потрясений в России, так как уволенные в запас военнослужащие представлялись "взрывной массой" общества. Кроме того, учитывалась, в некоторой степени, и объективная необходимость выполнения войсками задач сокращения оружия и военной техники, передислокации соединений и частей, выполнения миротворческих функций и ряда других задач, которые при "обвальном" cокращении армии выполнить бы не удалось, что также привело бы к обострению социально-политической обстановки в обществе, и к тому же вызвало бы обвинения России Западом в уклонении от выполнения международных договоров.

В результате российским политическим руководством, видимо, был выбран имеющий место путь постепенного развала оставшейся в наследство от СССР армии и деморализации ее личного состава.

В этих целях использовались:

- огульная, без выяснения причин критика как армейских порядков, вооруженных сил в целом, так и отдельных представителей армии;

- постоянные проблемы с военным бюджетом (начиная со стадии его разработки и утверждения и заканчивая выделением Министерству обороны уже утвержденных законодателями бюджетных средств);

- затягивание создания правовой базы для деятельности ВС РФ;

- медлительность в подготовке радикальных военных реформ;

- кадровая политика, основанная на подборе командного состава на ключевые должности по принципу личной преданности;

- практический отказ от выработки и проведения нацеленной в будущее военно-технической политики.

Кроме того, в значительной степени осложнял ситуацию в ВС неоправданно быстрый вывод войск на территорию России из Германии, Прибалтики и государств СНГ.

При проведении военной политики расчет делался на то, что военнослужащие, как люди, в большинстве своем законопослушные, находясь в строю, принесут меньше вреда "демократическим" изменениям в российском обществе и обойдутся дешевле для государства, а сокращение армии произойдет естественным путем (увольнение по возрасту кадровых военнослужащих, сокращение притока молодых офицеров, вынужденное проведение оргштатных мероприятий по внешнеполитическим и экономическим причинам, заметное снижение количества призывников на срочную службу и т.п.).

В период после октября 1993 г. коренных изменений во взглядах политической элиты России на реформирование системы обороны государства также не произошло. Ни Федеральное собрание, избранное в декабре 1993 г., ни правительство, ни администрация президента не смогли определить систему государственных интересов России, а также наличие текущих и перспективных угроз российским геополитическим позициям. До сих пор руководством страны не выработана концепция национальной безопасности России и, естественно, военная политика проводится без четких ориентиров и рубежей.

Сейчас можно констатировать: российская армия - это сфера неблагополучия в социальной области, потерявшая былую боеспособность, снизившая уровень боеготовности, но все еще обладающая стратегическими ядерными средствами, огромным количеством обычных средств поражения и значительными людскими ресурсами.

Численность вооруженных сил РФ в последние годы постоянно сокращалась и к 1 января 1996 г. должна составить 1,7 миллиона военнослужащих. Однако ныне средняя укомплектованность соединений и частей не превышает 60%. А многие дивизии и полки имеют лишь 10-15% личного состава, что не дает возможности рассматривать их как боевые, хотя они таковыми считаются. Кадровый состав быстро сокращается за счет ухода из вооруженных сил опытных офицеров, имеющих выслугу 20-25 лет и возраст 40-45 лет (т. е. право на пенсию), и отказа служить в армии молодых офицеров и выпускников военных училищ. Только в 1995 г. свыше 1000 выпускников высших военных училищ разорвали контракты с Министерством обороны.

Острая ситуация сложилась и с поставками новой техники и вооружений в войска. За время существования новой российской армии и флота не заложено ни одной новой атомной подводной лодки. В то же время подводные лодки и боевые корабли, способные еще послужить российским интересам, списываются на металлолом.

Накануне 300-летия российского флота ВМФ теряет перспективы развития кораблестроения, а в связи с недостаточным финансированием может и вовсе утратить боеспособность.

Российские военно-воздушные силы нуждаются в замене боевых самолетов. Однако в 1993-1994 гг. ВВС и истребительная авиация ПВО вместе закупили только 23 новых самолета. В 1995 г. Министерство обороны заказало и того меньше - два боевых самолета.

Сокращается разработка новых видов оружия и боевой техники для российской армии. Научный потенциал, работающий на оборону, значительно сократился по причинам хронического недофинансирования и оттока молодых, работоспособных кадров.

С 1992 г. не проводились военные учения дивизионного и армейского масштаба.

Офицеры и генералы постепенно теряют профессиональные навыки и все больше переключаются на хозяйственные, сторожевые функции, а также выполняют вместе со своими подчиненными обязанности внутренних войск. Обычным делом в войсках стали офицерские караулы, что несвойственно любой кадровой армии.

Сегодня в российской армии практически нет командиров в звене дивизия - полк, имеющих опыт организации и руководства полномасштабными учениями подчиненных им формирований. В этом вопросе ситуация очень напоминает 1940 г.

В борьбе с экономическим кризисом российское правительство резко сократило расходы на оборону. В последние годы финансирование вооруженных сил осуществляется лишь на треть от потребностей обороны.

За первое полугодие текущего года на военные расходы выделено на 2,8 триллиона рублей меньше, чем предусмотрено законом. Причем этот долг касается закупок вооружений и военной техники и расходов на НИОКР, то есть разрушаются основы развития вооруженных сил.

Также примерно триллион рублей задолжало государство за строительство жилья для военнослужащих. Даже с продовольственным обеспечением солдат создались такие трудности, что пора переходить на трехразовое питание - по понедельникам, средам и пятницам.

На улицах российских городов появились солдаты, просящие у прохожих деньги на повседневные нужды. Разве это не позор для нынешней власти?!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
421
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
458
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
183
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
269

Другие новости