КАК ИЗВЕСТНО, в 1781 г., после соответствующего указа императрицы Екатерины Великой, была учреждена Московская губерния. Тогда же появился в ней и город Богородск. А до царских указов назывался городок иначе, а именно село Рогожи. Эти самые Рогожи были еще к тому же ямской станцией, исправно служившей Московскому государству. Станция исполняла почтовую гоньбу посредством лошадей и опытных ямщиков. Именно Рогожи и дали первопрестольной много "рогожских" названий. Позже, когда Рогожи стали Богородском, это место ко всему прочему преобразовалось в крупный промышленный центр. Не случайно на гербе города изображено мотовило - приспособление для распутывания пряжи. Ткацкие и красильные корпуса тут росли не по дням, а по часам. Город был заполнен мастеровыми. Тогда считалось, что большое скопление мастеровых способствует безобразиям и пьянству. Но богородские мастеровые, как писалось в тогдашних газетах, "отличались благородством и какой-то особой степенностью в речах и поступках". По предположению пишущего, "видно это из-за разумных некабацких развлечений". В Богородске всегда был в чести отдых семейный. Детишек особо не баловали, держали в строгости.
Cегодня Богородск носит другое название - Ногинск. Город бережно относится к своему прошлому. Наверное, во многом благодаря возникновению клуба "Старый город". Этот клуб существует в Богородске-Ногинске уже более 10 лет. Несколько энтузиастов, объединившись, решили раскопать всю подноготную своего городка, а еще разыскать старых фотографов или их родственников. Когда-то в Богородске работало с десяток разных фотоателье. А какие мастера были! Это и Александр Милославов, и Петр Афанасьев, и Михаил Грибов, и Алексей Невский. У каждого из фотографов в окне непременно было объявление такого рода: "Негативы сохраняем". И чего только не нафотографировали богородские фотохудожники! Это коллективные портреты работниц фабрики Елагина, охранников богородской тюрьмы... А как хорош снимок глуховских охотников! Или же городского циклодрома. Для несведущих: циклодром - это велотрек. Для тех времен циклодром - огромная редкость, а тем более в уездном городке. Трудно объяснить, почему именно в Богородске народ в массе своей увлекся велосипедным спортом. Но в городе возникло даже Общественное собрание велосипедистов. Членами этого собрания были люди солидные, они-то и двигали в массы спортивные соревнования на дорожках циклодрома. Состязания проходили за линией железной дороги, где в свое время на территории Богородского парка и появился циклодром. На календаре был год 1913-й...
Еще вездесущие фотографы запечатлели в Богородске День белой ромашки. Тут - своя история. В то время в России широкое распространение получило движение Лиги борьбы с туберкулезом. Символом стала белая ромашка. А основным занятием подобных комитетов был сбор пожертвований. На эти деньги устраивались дачи-колонии для больных туберкулезом детей, а также противотуберкулезные амбулатории. В сборе средств принимали участие люди самого разного возраста и общественного положения. По установившейся традиции жертвователю прикалывали к одежде цветок белой ромашки. Подобной деятельностью в основном занимались супруги уважаемых в городе людей. Как правило, делали они все основательно и серьезно.
Из сохранившихся фотодокументов видно, что народ в Богородске жил дружно, по общим правилам. У всех непременно были кошка в доме, собака в будке, канарейка в клетке и даже скворец в скворечнике. Как правило, глухие заборы, калитка и ворота были настолько огромными, чтобы повозка с лошадками могла во двор въехать. В каждом дворе - стол в саду, обязательно - самовар, если не тульский, то непременно свой, богородский. Что-что, а самовары в городе тоже делать умели. А какие чаи с травами заваривали! Угощение всюду было тоже одинаковым: восточные сладости, чернослив, пирожки с капустой и грибами...
Работать горожанам приходилось много. Что называется - от зари до зари. Но в праздники народ в Богородске веселился от души. Перед выходом на улицу все семейство долго наряжалось. Выходили друг за дружкой, степенно обходили лавки, рынок, магазины. Если хотели что-то купить - долго торговались. Гулянье, как правило, заканчивалось в трактире, где семьи в честь выходного дня заказывали щи суточные, ячневую кашу ( мясные блюда были не в чести), бублики с маком, компот. Обед запивали огромным количеством травяного чая.
Что сколько стоило? Ведь российский рубль был в цене... Оказывается, отобедать можно было за 10 копеек. Хлеб стоил 2 копейки за фунт, мясо - 18 копеек, молоко - 5 копеек пол-литровая бутылка, фунт сахара - 16 копеек. Если хотелось повеселиться в ресторации - 50 копеек для этого было вполне достаточно! Так что народ в Богородске не только на циклодромах развлекался.
Увеселительных заведений в городе было немного, но выручали заезжие артисты: то цирк-шапито, то цыганский хор. Потом появился синематограф. Вместе с ним почему-то возникло в Богородске "Общество борьбы за трезвость". Члены общества очень любили фотографироваться на память.
В знаменательные дни устраивались особые гуляния. Богородск украшали разноцветными лампочками. Трактирщики не успевали ставить самовары. Кухарки не отходили от печей с пирогами и бубликами... Так, например, было в 1896 г. при коронации Николая II и в незабываемом 1913-м, когда торжественно праздновалось 300-летие Дома Романовых.
До революции государственную и местную власть в Богородске представляли предводитель дворянства, Полицейское управление, Уездное присутствие по воинской повинности, Управление уездного воинского начальника, Попечительское о тюрьмах отделение, Казначейство, податной инспектор, Городское правление, а также Сиротский суд, Земская управа, Уездный совет.
Как свидетельствует "Атлас-календарь" Богородского уезда за 1905 г., предводителем дворянства был тогда Александр Дмитриевич Самарин, во главе полиции стоял Иван Александрович Гранский. На этих людях в городе держалось все. Некоторые из них ушли бесследно, о других в Богородске с теплом и благодарностью вспоминают до сих пор. К таким людям относится и Александр Дмитриевич Самарин. Много сделала для города и его супруга - Вера Саввична Самарина. Своей заботой и вниманием она окружала богородских детей. В память о ней богородским Елисаветинским благотворительным обществом был организован Фонд имени Веры Самариной.
Был у Богородска и самый-самый любимый праздник - Смотр пожарных. Горожане гордо показывали заезжему люду красавицу-каланчу Богородской пожарной части.
Богородск был городом деревянным, а потому-то и горел довольно часто. Свою вахту пожарные несли круглосуточно. Кроме команды городского Вольно-пожарного общества, хорошо оснащенные пожарные дружины существовали на всех крупных богородских фабриках. Всего в них состояло 400 человек. Пожарные бочки, помпы и трубы перевозили на лошадях под громкий звон колоколов, а вот посыльные часто пользовались велосипедом да еще что есть мочи трубили в рожки. Они часто наведывались на циклодром, так сказать, потренироваться.
Из-за того что пожаров случалось много, в Богородске со временем появилось огромное количество страховых обществ. Главной их целью было страхование от огня. Особенно активно работало в Богородске "Городское общество взаимного от огня страхования", которое было основано в 1904 г. на кооперативных началах, т.е. на принципах помощи всех одному. Его организаторы сумели привлечь к 1911 г. 634 члена-страхователя, собрать значительный капитал, из которого оказывалась помощь Богородскому, Тихвинскому, Успенскому и другим пожарным обществам. Смогли даже выделить деньги на памятник Александру II. Наибольшие страховые суммы были у Богородского общественного управления.
Вслед за пожарными особой любовью горожан пользовались летчики. Первый аэроплан приземлился в Богородске в 1913 г. На летное поле сошлось все население городка. Правда, старушки неистово крестились: "Сатана прилетел", а вот дети прыгали от восторга: "Какая большая сказочная птица!.."
Повезло Богородску и с собственным железнодорожным вокзалом. Его соорудили там еще в 1885 г. Вокзал цел до сих пор. Помнит он очень много исторических событий: торжественное открытие железной дороги, прибытие Великого князя Сергея Александровича, приезд Великой княгини Елизаветы Федоровны, проводы богородских призывников на мировую войну... Работать на железной дороге считалось делом престижным. К тому же труд этот был высокооплачиваемым. Богородские железнодорожники высоко держали свою марку, а поезд на Москву ходил 5 раз в день и столько же обратно.
Были когда-то в Богородске и свои казаки. Они как бы выполняли роль внутренних войск. И хотя Богородск был городом маленьким, тихим и спокойным, московские начальники считали, что нелишне держать в уезде казачьи части. Тем более что казаки вели себя чинно-благородно, и с фабричными рабочими стычек у них никогда не было. Квартиры офицеров казачьей сотни находились в центре Богородска, на Дворянской улице. Содержало их городское общество. Память о казаках в Богородске до сих пор хранится в названии "Казачий плац".
Чем еще по праву гордился и гордится город Богородск? Гостиницей "Московская". Это нарядное красивое здание появилось в Богородске в конце XIX в. Гостиница была чудо как хороша: двухэтажная, светлая, с просторными чистыми номерами, первоклассным обслуживанием. Она сразу же заменила несколько постоялых дворов. Это действительно был приход настоящей цивилизации в городок. Именно в "Московской" и стали останавливаться все заезжие знаменитости. В гостинице со временем открылись лучшие в городе магазины и замечательный трактир, в котором любили угощаться высокие московские гости. Шеф-повар трактира в свое время обучался кулинарным премудростям во Франции, а потому лягушачьи лапки и устрицы никого в Богородске не удивляли. Тем более, как объяснял сам шеф-повар, что куриные ножки, что лягушачьи лапки - разницы почти никакой. После посещения трактира непременно шли к городским фотографам или же приглашали их вместе с камерой. Фотографировались анфас и в профиль... Хорошее было время!