Вообще их несколько - Валаамов. Преподобный Герман Аляскинский, постриженный в Валаамском монастыре, был послан проповедовать Евангелие язычникам Алеутских островов. Очень скучал по родному монастырю и назвал Еловый остров Новым Валаамом. А есть еще совсем новый - Ново-Валаамский монастырь в Финляндии. Его основали монахи, вынужденные в 1939-1940 гг. переселиться с Валаама в Финляндию... Но речь будет идти об обновленном старом исконном Валааме на Ладоге, в Карелии - о Спасо-Преображенском Валаамском монастыре. Жемчужине и святыне русского, российского православия. Который посещал Александр I, о котором писали Николай Лесков, Сергей Максимов, Борис Зайцев, Иван Шмелев, Николай Клюев, который рисовали Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Николай Рерих, который запечатлел в своей Первой симфонии Петр Чайковский, путешествовавший сюда с приятелем, поэтом Алексеем Апухтиным (клавир симфонии называется "Угрюмый край, туманный край")... Кто только здесь ни бывал в дореволюционную пору, кто ни оставил о Валааме восторженных и проникновенных слов...
После революции острова отошли к Финляндии. Монашеская жизнь продолжалась, приносила духовные плоды. Для русских людей, живших за пределами советской России, Валаам был возможностью прикоснуться к исконной и заветной Руси. Сюда в 1939 г. приезжал живший в Эстонии молодой Алеша Ридигер, будущий Патриарх Московский и всея Руси и нынешний его священноархимандрит и священноигумен, во многом своими усилиями возобновивший деятельность Валаамского монастыря. К Валааму у Святейшего, должно быть, особенное отношение - он хорошо помнит его не порушенным.
Не раз бывали разорены и поруганы святыни северного монастыря, не раз жестоко страдала его братия. На острова часто вторгались вооруженные, враждебно настроенные шведы. Более века - с 1611 по 1716 г. - исконные насельники острова были вообще лишены возможности подвизаться в древней обители. Во второй раз Валаам был порушен и обезлюдел после войны с Финляндией и, вновь отошедший к России, долго имел своими обитателями не иноков, а больных увечных инвалидов и обслуживающий их персонал.
Основатели Валаамской обители - преподобные Сергий и Герман, как поется в их акафисте, презрели суету и житейское непостоянство и устремились из полуденных стран к чужому холодному северу. Когда это случилось? История Валаама скрыта в глубине веков, слабо документирована еще и по той причине, что монастырские архивы утрачены. Некоторые историки относят основание монастыря к ХII веку, но церковная точка зрения, хорошо выраженная у святителя Игнатия Брянчанинова, возводит монастырь ко временам святой княгини Ольги, а преподобных представляет греками, которые в те времена часто заходили на Русь (есть предание, что греком был только преподобный Сергий, а Герман - крещеный карел). Для православия древность - существенный критерий значимости. Предание связывает историю Валаама с апостольскими временами: Андрей Первозванный, оказывается, доходил и до ладожских островов, и они были осенены благословением первого Христова ученика задолго до того, как на севере Руси, на землях карельских племен возник древнейший православный монастырь. (В середине ХIII века Корела попросилась под покровительство Новгородской республики, в течение веков бывала и под шведами, после 31 декабря 1917 г. - в пределах Финской республики, а после Отечественной войны вновь стала равноправной частью России).
...Минет одиннадцать лет с тех пор, как 13 декабря 1989, на праздник апостола Андрея Первозванного, шесть православных иноков ступили на святую валаамскую землю. Ударами колокола возвестила малочисленная братия о возобновлении монашеской жизни на знаменитом острове в северо-западной части Ладожского озера (сейчас в монастыре уже около 90 монахов, а с подвориями в Петербурге, Москве, Приозерске и Сортавале - 150-160 человек). За истекшее десятилетие Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь, настоятелем и священноархимандритом которого является Святейший Патриарх Алексий II, а наместником - архимандрит Панкратий (Жердев), заметно обустроился, наладив церковные службы и монашескую жизнь непосредственно в самом монастыре и во многих скитах Валаамского архипелага (помимо основного острова архипелаг включает в себя более 50 средних и малых островов; службы же совершаются в нижней церкви Спасо-Преображенского собора, в надвратной церкви Петра и Павла, в Никольской, Всехсвятской, Воскресенской скитских церквях).
Среди деяний недавнего Архииерейского Юбилейного Собора - общецерковное прославление 34 преподобномучеников из числа братии Спасо-Преображенской Валаамской обители, пострадавших в 1578 г. Собор Валаамских святых, включающий в себя многих почитаемых на Руси угодников, так или иначе связанных с Валаамом, - преподобных Сергия и Германа Валаамских (здесь почиют мощи святых угодников - главная святыня монастыря), Авраамия Ростовского, Корнилия Палеостровского, Арсения Коневского, Савватия Соловецкого (отсюда отправившегося подвизаться на Белое море и основавшего Соловецкий монастырь), Александра Свирского, Афанасия Сяндемского, Адриана Ондрусовского, Евфросина Синозерского, Германа Аляскинского, Льва Оптинского, Арефу Верхотурского, святителей Иоанна Новгородского, Геннадия Новгородского, Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского (Брянчанинова), - значительным образом пополнился. Из записи в местном синодике, куда были вписаны для вечного поминания имена новых святых, следует, что они "в лето 1578 февраля в 20 день побиты от немец на ламе...". Не совсем от немцев - тогда на остров вторгся вооруженный шведский отряд... На фоне канонизации царственных мучеников (валаамские монахи, кстати говоря, все эти годы усердно им молились, о чем откровенно сказал архимандрит Панкратий, несколько повинившийся в том, что валаамские иноки молились иконам еще официально не канонизированных РПЦ святых - особенно перед мироточивой иконой царя-мученика в Спасо-Преображенском соборе и в часовне Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге, но для молящихся это были местночтимые святые), вызвавшей заметный общественный резонанс, акт Собора, касающийся Валаамских мучеников, наверное, не столь примечателен, но только не для Валаамской обители.
Валаам называли прежде северным Афоном. Теперь Афон - в предположении: Валааму еще предстоит вновь им стать. В самом деле, чем не северный Афон? Афон на полуострове, а здесь еще лучше - отдаленные острова, множество скитов, желающим есть где укрыться и вовсе в уединенных труднодоступных пустыньках. Древность монастыря и святость многих подвизавшихся здесь угодников несомненны. Афон считается уделом Пресвятой Богородицы. Но и к Валааму небезучастна Небесная Владычица, что подтверждается чудесным обретением Валаамской иконы Божией Матери в 1918 г. На Афоне, правда, живут только монахи, а на Валааме есть и местные жители (около 500 человек), живут бок о бок с монахами, в монастырских строениях. На Афоне принято монашеское самоуправление, а здесь есть своя местная администрация, с которой монастырь должен контактировать и согласовывать некоторые свои дела и шаги. Не слишком удобное соседство - главная проблема нынешнего Валаама.
Монахи-иноки призваны созидать формы иного жития, но повседневно сталкиваются с реалиями жития рутинного. Мы приплыли на остров накануне престольного праздника - Преображения Господня. Шла всенощная, а за алтарем, во втором каре опоясывающих Спасо-Преображенский храм монастырских строений, где и живут в основном местные жители, затевалась в это время дискотека (танцующих, правда, я не увидел, но соответствующее музыкальное сопровождение наличествовало). За стеной у архимандрита жил известный местный дебошир, и каково было отцу настоятелю...
Как говорит архимандрит Панкратий, нынешние жители Валаама выросли на поруганной святыне, отсюда и некоторые не совсем приятные особенности их поведения: часовню новую не поставишь - растащат. Ибо привыкли растаскивать монастырское имущество, долгое время бывшее бесхозным. Своя мэрия - сельский совет - есть, но работы для местных никакой. А живут многие только за счет монастыря. Хлеб - и тот монастырский. Есть небольшой приход из местных жителей, многие работают при храме и на монастырь. Есть идея расселить местных жителей из числа желающих по другим местам, для чего создан специальный фонд...
А не справедливее было бы со временем предоставить архипелаг целиком в распоряжение монастырской администрации? Хотя в России, как известно, унифицирован принцип административно-территориального деления и никаких таких монашеских республик наподобие Афонской не предусмотрено. Впрочем, поживем - увидим.
Вопрос будет упираться в собственность. Церковь на последнем Архиерейском Соборе остро ставила вопрос о реституции церковной собственности. Если уж мечтать о реальном северном Валааме, то для осуществления этой мечты монастырь со временем должен стать собственником архипелага. И это будет по справедливости.
Где, как ни на дивном и чудном Валааме, православное иночество способно показать миру возможность иного бытия, нестяжательного и любовного. И Церковь не арендатор, а полноправный хозяин этой ею открытой и обжитой скалистой северной земли.
Валаам-Москва