СЛОВА "обновление" и "реформа" вызывают настороженность части православных. Дает знать себя также то печальное обстоятельство, что в 20-30-е годы в СССР обновленцами называлась лжеправославная группа провокаторов, агентов ВЧК. Этих обновленцев уже нет, но консервативные люди пытаются называть неообновленцами тех, кто им неугоден в Церкви (например, ряд епископов). К тому же многие верующие ошибочно полагают, что в Православной Церкви все неизменно с апостольских времен. Но не следует забывать, что православная догматика, каноны, правила богослужения складывались постепенно, что практика богослужения Русской Православной Церкви сегодня отличается от богослужения XIX века, не говоря уж о более ранних временах. Бог во все времена один и тот же, но люди живут в изменяющемся мире, и потому сторона Церкви, обращенная к людям, не может не меняться сообразно с их запросами и обстоятельствами жизни. Церковь не есть застылый монумент прошлого, а живой организм, где неизбежны изменения и развитие. Великими реформаторами жизни Церкви были святые, память которых русские православные отмечают в ближайшие дни.
Это преподобный Сергий Радонежский (8 октября) и святитель патриарх Тихон (9 октября). Преподобный Сергий ввел на Руси до того невиданное у нас общежитийное монашество. Нам сегодня трудно вообразить, что монашество может быть другим, но во времена Сергия вводимые им новшества одобрялись далеко не всеми. Патриарх Тихон много потрудился, чтобы внести в жизнь Церкви изменения, намеченные решениями Собора 1917-1918 гг. Не все ему удалось сделать (например, помехи, чинимые атеистами, не позволили осовременить язык богослужения и календарь), но без того, что святой Тихон все же сделал, не было бы современной Русской Православной Церкви.
В понедельник, 9 октября, - память еще одного выдающегося святого - апостола Иоанна Богослова. Любимый ученик Христа, Иоанн Богослов считается автором одного из Евангелий, Апокалипсиса и ряда посланий. Дожив до глубокой старости, Иоанн не уставал возвещать людям любовь Христову. Его часто называют апостолом любви. Иоанн учил: "Кто говорит "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин 4. 12, 20). Другими словами, соблюдение обрядов, молитвы, посты и тому подобные "знаки благочестия" нельзя признать знаками любви к Богу, нельзя считать богоугодными, если они не подкрепляются любовью к окружающим. Говоря о Христе, апостол писал: "Он положил за нас душу свою, и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребывает в том любовь Божия?" (1 Ин 3. 16, 17). Готовы ли мы настолько любить людей, чтобы "положить душу" за них?